В мае 2019 года Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, упрощающее порядок проведения медико-социальной экспертизы для установления инвалидности.
Одно из главных преимуществ новых правил – сокращение сроков оформления, организация электронного обмена документов между инстанциями.
«Предусматривается поэтапный переход к обмену необходимыми документами между медицинскими организациями и учреждениями медико-социальной экспертизы в электронном виде без участия инвалидов», – указывается в документе.
Упростить процедуру установления инвалидности граждан поручил президент России в начале 2018 года. Владимир Путин поручил внести изменения в приоритетный проект «Электронное здравоохранение».
В свою очередь, премьер-министр страны ранее подчеркивал необходимость облегчить жизнь инвалидам, предоставив возможность оформить все необходимые свидетельства через портал госуслуг, а «не по инстанциям какие-то дополнительные бумаги собирать».
В апреле 2018 года в РФ был расширен перечень заболеваний, которые дают право получения инвалидности. Впервые в список попали все хромосомные аномалии, в том числе синдром Дауна. Туда также включили глухоту, цирроз печени, слепоту и детский церебральный паралич. Еще для ряда заболеваний процедура получения инвалидности значительно упростилась — речь идет о сколиозе, различных пороках челюстно-лицевой области, аутизме, сахарном диабете и других.
В документе, подписанным премьером и опубликованном на сайте Правительства РФ, говорится: «В целях сокращения сроков и упрощения процедуры освидетельствования граждан для установления инвалидности в Правила признания лица инвалидом внесены изменения, согласно которым направление на медико-социальную экспертизу будет передаваться медицинской организацией в бюро МСЭ в форме электронного документа с использованием информационных систем медицинских организаций и МСЭ без участия инвалида».
В случае отсутствия доступа к информационным системам – документы передаются на бумажном носителе с учётом требований законодательства в области персональных данных и соблюдением врачебной тайны.
Кроме того, внесёнными изменениями устанавливается возможность подачи гражданином через Единый портал государственных и муниципальных услуг запроса в электронном виде на получение копий акта МСЭ и протокола проведения МСЭ, а также заявлений на обжалование решений первичных и главных бюро МСЭ.
Как прокомментировал изменения законодательства и.о. руководителя ФКУ «Главное бюро МСЭ по Республике Дагестан Шамиль Рамазанов: «В новых условиях освидетельствование будет проводиться после получения из медицинской организации направления на медико-социальную экспертизу с письменным согласием гражданина, которое будет браться у гражданина в лечебном учреждении. Полученного направления будет достаточно для проведения медико-социальной экспертизы. Дополнительного заявления о ее проведении от гражданина не потребуется».
Он также отметил, что для того, чтобы не возникало разночтений, в январе 2019 года Министерством труда совместно с Минздравом, разработан и утвержден перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. Такой перечень поможет избежать ошибок при заполнении документов, и из бюро МСЭ возвращать людей обратно в поликлинику для дополнительного обследования уже не будут.
Пресс-служба ФКУ «Главное бюро МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России.