В России система обращения с отходами строится на основе двух ключевых законов

В России система обращения с отходами строится на основе двух ключевых законов: Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно эти законы определяют, кто и как управляет мусором на территории нашей страны, деля полномочия между органами исполнительной власти и муниципальными образованиями. Органы исполнительной власти наделены широкими полномочиями в сфере обращения с отходами.

В их ведении находится:Создание инфраструктурных объектов: это строительство мусороперерабатывающих заводов, полигонов для захоронения, сортировочных комплексов, а также развитие системы сбора и транспортировки отходов.

Определение региональных операторов по обращению с ТКО: процесс отбора регионального оператора осуществляется на конкурсной основе. Конкурсная документация, требования к участникам и критерии оценки устанавливаются Правительством РФ.

Разработка и актуализация территориальной схемы: это своего рода план действий по обращению с отходами на всей территории региона. В нем отражается стратегия развития системы обращения с отходами, объемы образующихся отходов, а также планы по их переработке, захоронению и утилизации.

Региональный оператор по обращению с ТКО — это ключевое звено в системе управления отходами. Он несет ответственность за следующие этапы:  Сбор отходов: организация сбора ТКО как от населения, так и от предприятий, используя различные виды контейнеров, площадок для сбора и специальные транспортные средства.

Муниципальные образования также играют важную роль в сфере обращения с отходами. В их компетенции находятся: Организация накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО: установка контейнерных площадок, их обустройство и обеспечение необходимым количеством контейнеров.  Сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО: в некоторых случаях муниципалитеты могут самостоятельно выполнять эти функции, либо заключать договоры с региональным оператором.  Определение схем размещения мест накопления ТКО: организация процесса сбора мусора на территории муниципального образования, включая установление мест сбора, маршрутов движения мусоровозов, распределение контейнеров по типам отходов.

Важный момент: выбор регионального оператора происходит на конкурсной основе, по определенным правилам, установленным Правительством РФ.

В целом, система управления отходами в России является сложным механизмом, требующим координации действий на всех уровнях власти. Для ее успешной работы необходима прозрачность в отборе региональных операторов, ответственное отношение к соблюдению экологических норм и активное участие населения в процессе сбора и переработки отходов