Позиция ислама по отношению к Новому году в светском обществе

В данной статье Мурад Загиров, эксперт отдела анализа профилактики идеологии экстремизма и терроризма Министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан, рассматривает вопрос о позиции мусульман в отношении празднования Нового года в контексте светского общества.

Автор отмечает, что среди исламских учёных нет разногласий относительно того, что в Исламе существуют только два главных праздника: Ураза-байрам (Ид уль-Фитр) и Курбан-байрам (Ид уль-Адха). Вопрос же заключается в том, как мусульмане, проживающие в светских странах с многоконфессиональным обществом, должны относиться к неисламским праздникам, в частности к Новому году.

Автор приводит мнение шейха Мухаммада ибн Ахмада, который в своей книге «Правила фикха и основополагающие вопросы для мусульман, проживающих в неисламских странах», различает светские и религиозные праздники немусульман. По его мнению, мусульманину permissible поздравлять или участвовать в светских праздниках, таких как дни независимости, единства, матери или детей, при условии соблюдения запретов, которые могут присутствовать в этих торжествах.

Что касается религиозных праздников немусульман, шейх считает, что мусульмане не должны ни поздравлять, ни участвовать в них. Однако, если ситуация на работе или в другом месте создаёт трудности для воздержания от ответа на поздравление, то разрешается ответить общими добрыми словами без упоминания праздника и самого поздравления.

Далее автор анализирует статус Нового года, отмечая, что среди мусульманских учёных существуют разные мнения. Тем не менее, более распространённой является точка зрения, согласно которой Новый год является светским праздником. Автор аргументирует это тем, что языческие составляющие, которые когда-то присутствовали в его праздновании, сегодня отсутствуют, а встречающиеся элементы не несут никакого религиозного смысла. К тому же, Новый год празднуют представители всех религий и этносов, что подтверждает его светский характер.

В заключение автор делает вывод, что участие мусульман в светских праздниках допустимо, если оно не включает в себя запретных действий. При этом он подчеркивает важность различения участия от самого празднования.