Автор Гульмира Нурдинова
Роза Хабиевна Кожевникова (Баубекова) – одна из известнейших поэтов, автор нескольких поэтических книг для взрослых и детей. Её стихи захватывают своей простотой и глубиной одновременно. Они как чистый родник, в котором можно увидеть отражение собственной души. Ей принадлежат переводы на русский язык татарских народных сказок, пьес для кукольного театра, стихотворений многих поэтов (Н.Арсланов, Ш.Галиев, Р.Файзуллин, Зульфат, С.Хаким, Р.Харис и др.)
Роза Хабиевна Кожевникова (Баубекова) родилась 19 декабря 1950 года на станции Дельта Красноярского района Астраханской области. По комсомольской путёвке приехала в Татарстан на строительство города Нижнекамска. В 1969–1971 годах училась на отделении журналистики Казанского государственного университета, в 1972–1977 годах по рекомендации Союза писателей Татарстана продолжила учёбу в Литературном институте имени М. Горького в Москве. Работала
корректором, литературным сотрудником, корреспондентом редакций различных газет, редактором литературно-драматических передач Государственного комитета ТАССР по телевидению и радиовещанию.
С 1989 года – редактор, с 1991 года – заместитель главного редактора журнала «Идель», где она окружала себя молодежью и дала путевку многим начинающим поэтам.Р. Кожевникова писала на русском языке. Автор книг стихов «Гроздь рябины» (1985), «Зимний дождик» (для детей, 1988), «Два голоса» (1990), «Меж светом и тьмой» (2000), «Остаться в декабре» (2016). За свое творчество в 1995 году Роза Кожевникова была удостоена звания «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан». Она Лауреат литературных премий имени М.Горького (2003) и Сажиды Сулеймановой (2006), член Союза писателей член Союза писателей СССР, Российской Федерации и Республики Татарстан.
Самое основное, в поэтическом творчестве Роза Хабиевна порой достигала достаточно серьезных вершин. О них можно судить по книге ее избранных стихов «Меж светом и тьмой», вышедшей в 2000 году и получившей литературную премию им. Горького. Поначалу голос Кожевниковой был не уверен и робок. Обрести собственную интонацию во времена, когда каждому пишущему вменялся в обязанность жертвенный идеализм во имя
построения коммунизма, было нелегко. Роза исправно писала о благоговении перед классиками культуры, о стройках пятилетки. Например, в стихотворении «Одноклассники» она неловко, но искренне пыталась придать идеологическим муляжам романтический ореол: «Комсомольские песни звенят в наших жилах, и мечта свою трассу уже проложила» Уникальный жизненный и поэтический опыт Розы Хабиевны доказывает, что человек по
самому своему существу внутренне сращен с космизмом духовного царства. Потому и «синева надежд бездонных», и мечта навеки соединиться с любимым, «став облаками легкими, как дым», и сравнение судьбы с осколками звезд под ногами — не романтический жест со стороны автора.
Функция символа в любовной лирике Кожевниковой не декоративна, он не украшает текст, а указывает на какие-то значения в
сущности мироздания. Это и спиленное дерево, распустившее листья, и башня Сююмбике, опровергающая «бесспорный перпендикуляр». И все же наиболее емким, сквозным для поэзии Розы Кожевниковой стал образ рябины, в чьих «тяжелых гроздьях — горечь и огонь». Гроздь рябины «дерзостнее всех», утверждает Роза в стихотворении «В больнице». Краснеть «до самосожженья», «пьянить, жечь и тревожить» это дерево способно даже в холод и нежить — когда неумолимое время подводит к «кромке бытия».