Автор, главный редактор газеты «Голос степи» Эльмира Кожаева
Дагестан, регион с богатой историей и культурой, сегодня сталкивается с тревожной тенденцией: учебный процесс превращается в арену конфликтов, где страдают прежде всего дети.
Глава Дагестана Сергей Меликов справедливо назвал последние события в школах республики «позорными акциями», и это определение точно отражает суть происходящего. Нездоровая атмосфера интриг, спекуляций и открытого противостояния, развернувшаяся в стенах образовательных учреждений, требует детального анализа и немедленного вмешательства. За последнее время регион потрясли три резонансных случая, ярко демонстрирующих глубину проблемы.
Первый, в Буйнакске, был связан с попыткой суицида ученика. Вместо того чтобы сосредоточиться на выяснении причин трагедии и оказании помощи ребёнку, часть учителей и родителей, по словам Меликова, под влиянием «чужих наущений», попыталась сорвать учебный процесс. Отстранение директора от должности, названное главой республики единственно верным решением, стало предметом споров. Ситуация демонстрирует удручающую картину: ответственность за благополучие детей отходит на второй план, уступая место личным амбициям и склокам. Более того, проверка работы школы выявила нарушения в организации ЕГЭ и других сферах деятельности, что свидетельствует о системных проблемах.
Второй инцидент, произошедший в школе села Хлют Рутульского района, достиг апогея в драке между педагогами и директором. Размещенное в социальных сетях видео стало вопиющим примером непрофессионализма и неспособности решать конфликты цивилизованно. Расследование уже началось, директор отстранен, но ущерб репутации школы и всего региона нанесен значительный. Подобное поведение педагогов – это не только нарушение этических норм, но и ужасающий пример для подрастающего поколения.
Третий случай, в школе села Хубар Казбековского района, отличается масштабностью «забастовки» учителей, требующих возвращения прежнего директора. Поддержка со стороны местных жителей, сопровождаемая угрозами незаконных действий, подчеркивает серьезность ситуации и необходимость немедленного реагирования властей. Все эти случаи имеют общую черту: учебный процесс оказывается заложником личных интересов и внутришкольных конфликтов.
Спекуляции на теме образования, использование детей, как инструмента давления – это недопустимо. Ситуация требует не только репрессивных мер, но и глубокой реформы системы управления образовательными учреждениями. Необходимо усилить контроль за деятельностью школьных администраций, провести тренинги по решению конфликтов и работе с персоналом, а также создать эффективные механизмы обратной связи между родителями, учителями и администрацией. Только комплексный подход, ориентированный на обеспечение безопасности и комфорта детей, позволит изменить ситуацию и превратить школы Дагестана из зон конфликтов в очаги знаний и гармоничного развития. Игнорирование проблемы приведет к еще более тяжелым последствиям и нанесет непоправимый ущерб будущему поколения.