Автор Магомет-Али Ханов
В минувшие выходные, Ногайском районе Дагестана состоялись 2-е Музыковедческие чтения, посвященные памяти первого ногайского профессионального академического певца Кошманбета Зарманбетова.
Эти чтения являются вторыми по счету, проводимые Государственным оркестром ногайских народных инструментов. Первые Музыковедческие чтения прошли год назад и были посвящены 70-летию со дня рождения известного ногайского композитора, дирижера, члена Союза композиторов и Союза писателей РФ, Заслуженного работника культуры РД и РФ Яхъи Кудайбердиева.
Мероприятие открыл и вел астраханский историк и этнограф, член Президиума Астраханской региональной общественной организации содействия развитию Астраханской области Эльдар Идрисов. Первым с приветственным словом к участникам и гостям мероприятия обратился заместитель главы администрации Ногайского района Мурат Шадиев, который отметил важность такого события в культурной жизни не только нашего района, но и также всей республики и всего ногайского народа. Он подчеркнул значимость жизни и творчества безвременно ушедшего от нас незабываемого и неповторимо талантливого первого профессионального академического певца Кошманбета Тангатаровича Зарманбетова.
Участников и гостей музыковедческих чтений также приветствовал автор данного проекта, руководитель и главный дирижер Государственного оркестра ногайских народных инструментов Бекмурза Кудайбердиев. Он отметил, что в этом году Кошманбету Зарманбетову исполнилось бы 70 лет со дня рождения, но, к сожалению, он очень рано ушел из жизни. Он хоть и покинул наш мир в сравнительно молодом возрасте, но был пламенным патриотом своей нации, оставил заметный глубокий след в культурной жизни ногайского народа и является примером для подражания подрастающим поколениям.
На мероприятии с пленарным докладом выступил близкий друг Кошманбета Зарманбетова – Яхъя Кудайбердиев. Его доклад в основном состоял из трогательных и теплых воспоминаний о детских, юношеских и зрелых годах жизни и деятельности безвременно ушедшего певца и композитора. По его словам, Кошманбет родился 15 июля 1955 года в ногайском ауле Шумлелик. Он рано лишился матери, все заботы по воспитанию четверых сыновей: Нурманбета, Бийманбета, Кошманбета и Кошали легли на плечи отца, аульского муллы Тангатара Зарманбетова. Отцовская любовь окружала их повсюду. Тангатар-акай был для них первым учителем, наставником, на редкость удивительно заботливым и добрым отцом. Он вырастил замечательных талантливых людей, по словам Яхъи Кудайбердиева, совершил жизненный подвиг во имя своих детей.
Некоторое время Кошманбет воспитывался в доме своего дяди по матери, в дружной учительской семье, выпускников Кизлярского педучилища Исламали и Кошбийке Эльязовых в Терекли-Мектебе. Исламали Умарович на баяне разучивал с Кошманбетом его первую исполнительскую песню «Койшы йыры». Юный будущий певец исполнял эту песню звонко, от души. (Она сохранилась в фонотеке госоркестра и до сих пор при ее звучании голосом Кошманбета сердце наполняется чем-то далеким и светлым, и очень родным. Эта песня о нашей малой родине – степном Караногае).
По словам докладчика, Кошманбет еще в школьные годы был начитанным, грамотным, очень многое знал, но при этом оставался чрезвычайно скромным, сдержанным. Кошманбет в 70-е годы поступил в музыкальное училище им.Г.Гасанова в Махачкале и они с Яхъей, Сеперали Шураевым стали жить втроем, их объединяла музыка, прежде всего любовь к песне. «Это было началом пути двух музыкантов, которая переросла в крепкую дружбу. Эта дружба окрепла еще больше, когда Кошманбет познакомился с незабвенным Сраждином Батыровым. И теперь наш путь стал единым: служить, любить и творить для своего народа».
В своем докладе Яхъя Кудайбердиев отметил главную особенность такой короткой, но яркой жизни певца – его стремление связать богатое устное и музыкальное творчество своего народа с его современной жизнью, вернуть людям незаслуженно забытое мудрое прошлое своих предков и дать широкую дорогу для развития современной музыкальной культуры ногайцев. И он первым проложил этот путь, как первый академический профессиональный певец своего народа.
Яркой содержательной и слегка эмоциональной была речь одноклассницы Кошманбет – Зухры Мусауровой, которая выразила свое глубокое сожаление, что такого талантливого самобытного умного Кошманбета сегодня нет с нами. «Кошманбет – это незаживающая рана в памяти нашего народа, в наших сердцах. И это должно быть уроком тем, кому доверено быть отцами народа», – так выразила она свою мысль, обращенную к вышестоящим чиновникам.
«С твоим уходом, дорогой мой одноклассник, одной звездой стало меньше на земле и одной звездой стало больше на небе… Отчаянно, грустно и обидно, но в то же время ты, Кошманбет, пришел в этот мир хоть ненадолго и заставил его засиять своим удивительным сильным голосом, звуками своей домбры», – заключила в своем докладе Зухра Мусаурова. Здесь же она обратилась к заместителю главы администрации района Мурату Шадиеву с предложениями об увековечении памяти Кошманбета Зарманбетова.
На мероприятии также поделились своими мнениями и воспоминаниями о Кошманбете его родной брат Кошали Зарманбетов, приехавший из г.Черкесска, ее супруга, Народная поэтесса КЧР Фарида Сидахметова, гостья из Астраханской области Линара Эргалиева, директор Центра народного творчества села Каясула Ставропольского края Эльмира Исмаилова, главный редактор республиканской газеты «Голос степи» Эльмира Кожаева. Эльмира Кожаева выразила свою благодарность авторам проекта и организаторам мероприятия и предложила следующие Музыковедческие чтения посвятить памяти безвременно ушедшего из жизни замечательного ногайского певца Алибия Романова.
Гостья из Казахстана сыграла на кыл-кобыз, затем вручила памятную книгу главному дирижеру Государственного оркестра ногайских народных инструментов Бекмурзе Кудайбердиеву.
На 2-х Музыковедческих чтениях также были выступления и о творчестве известных ногайских композиторов Мурзадине Османове, Залимхане Максутове и Залимхане Зинееве, которые зачитали преподаватели школы искусств им.С.Батырова Эльмира Толубаева, Марина Байгараева, Марипат Мурзаева и Байрамбийке Коккезова.
В завершении 2-х Музыковедческих чтений снова выступил Яхъя Кудайбердиев, который подвел итоги мероприятия.
В тот же день в летнем концерт-зале государственного оркестра прошел концерт памяти Кошманбета Зарманбетова с участием артистов государственного оркестра и мастеров искусств ногайского народа. Вечером того же дня состоялась презентация рок-проекта Дамира Якубова «Девять рапсодий об Эдиге» в форме просмотра визуального проекта на основе графических работ художника Алибека Койлакаева под музыкальное сопровождение на фасаде здания госоркестра.