Об истории астраханских ногайцев. Знакомство с Нижневолжским краем

 Автор Хаирбек Алакаев

Недавно в с. Карагали Астраханской области прошел юбилейный 15-й Всеногайский турнир «Степные Богатыри», посвящённый памяти Героя России Рафика Кадырбулатова, кавалера ордена Мужества Азамата Бердиева и всем воинам, павшим на СВО в Украине. Об этом турнире широко оповещали все ногайские интернет-площадки.

Мне выпала прекрасная возможность  познакомиться с замечательным  краем, где живут наши братья, коренные титульные астраханцы — Карауьйли ногайлар, более известные как Юрт нугайлар, или просто Юртовцы. (Помимо них, в Астраханской области проживают также Карагаш-ногаи, Кундрау-ногаи и ногайцы Утары). Предки Юртовцев в Нижнем Поволжье жили с незапамятных времен.

Окунемся в историю края.

Юртовские ногаи — автохтонное население Нижнего Поволжья, известны со времен Золотой Орды, после распада которой вошедшие в состав правопреемницы Большой Орды — Престольного Тахт Эл.

В 1502 году Тахт Эл перестал существовать и на ее територии образовались Астраханское ханство и Малая Ногайская Орда — Казыев улус.

Основное население и титульная нация этих государств — ногаи.

Юртовские ногаи населяли Астраханское ханство, расположенное в  Прикаспийской низменности, границы которого достигали на юге до низовьев Терека. Данный субъэтнос ногаев еще со времен Золотой Орды одним из первых перешел к оседлости. Так как они жили в глинобитных домах, то получили название Карауьйли ногайлар. На местном диалекте называют себя нугайлар. Будучи замечательными земледельцами, они стали пионерами лимано- оросительного земле-использования. В 1556 году Астрахань была  завоевана Московским царством. Карауьйли ногаи преемственно сохранили за собой военно-служивое сословие (уздени — рыцари степей) и их поселения до сих пор расположены рядом с Астраханью.

Наше знакомство началось с Царской протоки, самоназвание которой Царев, по ногайски — Тияк. В поселке Тияк жили Абд-Рахман Умеров и Абдул Хамид Джанибеков. Проехав протоку мы попадаем на левый берег Волги, в Приволжский район. Из Волги вытекает река Кизань, ногайское название Кызан — Кыз Ана.

Есть прекрасная, легенда, связанная с названием  реки:

«Ногайский мурза кочевал  в районе Сарытау (Саратова), у него была красавица дочь.

Дочь влюбилась в бедняка джигита и тот украл ее, нарушив сословный этикет. Молодые заключили свадебный обряд некях и стали жить вместе в местности близ  Ураковой горы (выше г. Камышина). Разъярённый мурза снарядил поисковый отряд для поимки лиходея и возвращения любимой дочери. Джигит соорудил плот и посадил туда княжну, сам остался прикрывать отход от погони. В неравной схватке джигит пал. Плот  пристал в низовьях к острову … Спустя время княжна родила.

По ногайским адатам имя княжны не могут произносить в слух, лишь величаво и  уважительно называют — Тотай, Кыз…»

С тех пор местных жителей радовали обильные урожаи и здоровые приплоды нетелей (баспак), отсюда второе искаженное название — Башмаковка. Этимология сводится к переводу с ногайского Кыз — княжна, Ана — мать Княгиня мать. С тех давних времен Княгиня Мать, то есть река, как бы  покровительствует благодатному региону!

Прямо к городу примыкает населенный пункт Карагали (ног. название Каргалык, в переводе грачевник).

Карагали — родина первого ногайского драматурга Басира Абдуллина и кавалера трех солдатских орденов «Славы» Ахмета Сулейманова.

В этом селе было два квартала махалля (ямагат) — кыпшак и киреит. Оба рода ходили в общую мечеть, которая функционировала даже в атеистические советские времена… Что бросается в глаза — это на ровной, как стол, астраханской степи, по обеим берегам реки Кызана, тянется гряда курганов, «бэровские бугры» — холмы в дельте Волги (геологические строения из глины и песка). Все они немые свидетели ногайской старины.

Далее наш путь пролегал в старинное село Татарская Башмаковка, ногайское название которого — Кызан. Башмаковка искажённо от ногайского баспак — телка, нетель, заметим, что ногаи никогда не занималась шитьем башмаков.

Над селом  возвышается курган Куш тубэ = Кос Тоьбе, в переводе кос — соединение, то есть два сросшихся кургана.

На кургане расположено  старинное кладбище с высеченными на надгробных камнях общеногайскими тамгами и надписями арабской вязью.

Такие же надгробные камни мы встречаем в населённых пунктах Бабаюртовских ногаев. И здесь же похоронен аулия (святой) Мансур. Примечательно, что камень (сынтас) привозной, по всей видимости с Дагестана. Ниже расположен населённый пункт на берегу ерика, который  соединяет Эски Эдил (Старая Волга) с ериком Чаган, а последний впадает в Кызан, образуя остров… Этимологию связывают с именем святого Сеид Мансура, который был отцом защитника Казани Кул Шарифа. Ерик в летнее время пересыхает. На правом берегу скромно расположился курган  Буш туьбэ = Бос тоьбе в переводе «бос»- пустой, свободный, он так назван из — за скудности растительности, местные считают, что  на этом кургане  никого не хоронили.

Вернемся в село Татарская Башмаковка, основанное  предводителем  юртовцев Гила Кызан.

Оно раскинулось на  юго- западном склоне Ашантау ( гора Ашана-Асана, сровнявшееся с землёй в настоящее время).

Родина Бекбулата Салиева,первого профессора истории Узбекской ССР, первого муфтия ДУМ Астраханской обл Назымбека хазрата Ильязова, в этом селе жил и плодотворно трудился один из основоположников ногайского движения Астраханской области Равел Джуманов.

Многие годы прошлого столетия проработал учителем в местной школе.

В селе открыли мечеть, которая носит название Конгратовская мечеть. Башмаковка слилась с поселением Батаги (искажённое название от слова Ватага — рыболовецкая артель).

Первые артели варварски уничтожали надгробные камни и использовали их вместо якорей на свои утлые судёнышки…

Далее наш путь пролегал к самому высокому  кургану,  Тумак туьбэ = Тумак Тоьбе, о нем знают даже ногаи Румынии.

У обрывистого подножия находятся гнездовья береговых ласточек… Ногайское название «Тымак» от слова сплочённость.

Курган возвышается над трехэтажными элитными домами поселка газовиков.

Курган покрыт засохшей летней травой и  полынью, от которой исходит дурманящий  запах.

С кургана открывается обворожительная панорама на долгие километры.

Слева спокойная, зеленовато — голубая гладь древней Эски Эдиль.

Справа за Кизанью гряда курганов, ухоженных полей и бывших колхозных строений советских времен.

Названия курганов  Хан туьбэ- тоьбе- Ханский, Коьгенне туьбэ — тоьбе -Терновый, место еще одного захоронения аулие, Батагали туьбэ = Батагали тоьбе — Промысловый,

Елан туьбэ- Змеиный, Жидале туьбэ- курган , где растет лох серебристый, Карашык туьбэ — Смотрящий и тут же посреди курганов небольшой лиманчик под названием Калмык шалган, место преклонения подвигу предков.

Гряда курганов наглядно показывает, что здесь хоронили высшую аристократию Ногайской орды и Астраханского ханства.

Вполне возможно, здесь похоронен знаменитый полководец , основатель Великой Ногайской орды — прославленный Эдиге!

Далее наш курс лежал в поселок Яксатово, на родину известного архитектора Абдрахман Махмудова.

Ногайское название Майлекуль. Название  Яксатово связано с тем, что основал село в 1677 г табунный голова (уездный старшина) юртовский мурза Джаксат (Якши Саат).

По астраханским меркам  поселок утопает в зелени, всюду фруктовые деревья, среди них белеют пленки теплиц.

Над поселком доминирует возвышенность Кызлар туьбэ = Кызлар тоьбе (Девичий курган), еще один  отголосок воинственных ногайских  амазонок.

Во времена  Союза, курган раскопали  в целях добычи сырья — глины, которая являлась ценным сырьем для местного кирпичного завода.

В данный период  курган хоть частично и  разрушен, но все равно сохранил величественный вид.

В заключении публикации хочу заверить всех читателей, что корни, вросшие  глубоко в землю, до сих пор никому и  никогда не искоренить.

Вот так, в свои исконно родные юрты корнями вросли наши братья карауйли (юртовские) ногаи.

Хочу поблагодарить всех жителей данного региона за оказанное гостеприимство, особенно нашего экскурсовода, историка, краеведа Амира Мусаева. Пожелать процветания и благополучия древней Юртовской земле!