Учитель биологии Людмила Некрасова о том, как сделать урок интересным. Родителям тоже будет интересно.
«Я не верю в домашние задания, я верю в уроки. Во время подготовки я определяю обязательный минимум содержания по изучаемой теме. Затем подыскиваю, чем этот минимум можно разбавить: эксперименты, забавные случаи, ситуации из личного опыта, шутки. На уроке этот материал снизит градус занудности.
Всё, что может быть нарисовано, должно быть нарисовано. Иногда страницу текста можно уместить в небольшой рисунок, и всё станет понятно. Важно рисовать вместе с детьми. Учитель рисует на доске, объясняет, почему так, какие линии что обозначают, какие стрелки на что указывают. А класс рисует вслед за ним.
Всё, что нельзя нарисовать, нужно обратить в схемы. Чем старше класс, тем больше времени должно уходить на самостоятельную схематизацию материала учениками. Принцип работы тот же: не переписывание готовых схем из учебника, а создание схемы вместе с учителем.
Я учу детей, что просто почитать — это ещё не изучение. Любую тему, любое понятие мы изучаем по схеме: определение, строение, свойства, функции.
Чтобы что-то изучить, мы должны ответить на 4 вопроса:
- Что это?
- Как оно устроено?
- Какими свойствами обладает?
- Как оно работает?
Ход урока я планирую так, чтобы каждые 10 минут менялась форма деятельности. Обсуждаем, потом пишем, слушаем меня, снова пишем. И я против превращения уроков в игры. Я не собираюсь внушать школьникам, что образование — это игра и веселье. Учиться трудно, это требует усилий и самоорганизации. Но если учиться регулярно и системно подходить к этому процессу, то учёба может приносить удовольствие.
Если без презентации можно обойтись, надо обойтись без неё. В этом вопросе я руководствуюсь принципом «не выпендривайся». Работаю по старинке — с мелом, доской и детьми. Если нужно видео, будет видео.
Например, когда мы изучаем движение кальмара, я включаю видео с кальмаром. Если фото и видео ничему конкретному не учат и без них можно обойтись, я не включаю компьютер лишний раз.
Конец урока всегда получается немножко театральным.
Заканчиваем одну тему и забрасываем удочку на следующую. Иили я ставлю вопрос для размышления: «Как вы считаете, естественный отбор имеет влияние на современного человека?»
Главное, чтобы у детей осталось ощущение, что хочется вернуться и дообсуждать.
Ещё я в оптимистичной форме задаю домашнее задание. Часто говорю так: «Вижу, что вы с этой темой разобрались, молодцы, поэтому на следующем уроке проведём проверочную работу». Получается, что проверочная работа идёт как бы в подарок. И многие (не вру) радуются. В общем, у меня удивительная работа».
Людмила Некрасова.