• Сегодня: Четверг, Октябрь 24, 2019
  • Буьгуьн: Саьрсемби, 23 Казан айы, 2019

Современное состояние и перспективы развития родных языков обсудили в Минобрнауки РД

Голос Степи
Октябрь01/ 2019

В Минобрнауки РД прошел круглый стол с участием заместителя министра просвещения РФ. Заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк и руководитель Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ Татьяна Кортава приняли участие в круглом столе «Современное состояние и перспективы развития родных языков», который прошёл 30 сентября в Минобрнауки РД под руководством вице-премьера – министра образования и науки РД Уммупазиль Омаровой.

Языковая политика, вопросы функционирования и развития языков занимают особое место как в Республике Дагестан, так и в стране в целом. Проблемы сохранения дагестанских языков постоянно в центре внимания и у руководства нашей многоязычной республики. В настоящее время в школах Дагестана изучаются 13 родных языков.

Открывая круглый стол, Уммупазиль Омарова отметила, что в республике имеется достаточная нормативно-правовая база, регулирующая сферу сохранения, развития и функционирования языков народов Дагестана, и рассказала о работе по разработке учебных и методических пособий по родным языкам.

— Последние учебные пособия по родным языкам в Дагестане были изданы в 2014 году. Для решения проблемы министерством второй год подряд проводится значительная работа. В прошлом году были закуплены и направлены в общеобразовательные организации учебные пособия на родных языках для учащихся начальных классов, порядка 155 тысяч экземпляров на восьми языках. В этом году мы закупили «Литературное чтение» и «Букварь» на родных языках для 1-4 классов, порядка 185 тысяч экземпляров на 6 языках народов Дагестана. Помимо этого, в план разработки включены учебные пособия и по другим предметам регионального компонента. Они будут приобретаться по мере их готовности, — подчеркнула министр.

Особое внимание в своем выступлении вице-премьер уделила уровню квалификации учителей и качеству преподавания родных языков. Было отмечено, что за последние три года курсы повышения квалификации прошли 2534 учителей родных языков.

Ежегодно в Республике Дагестан проводятся научно-практические конференции, форумы, круглые столы, посвященные проблемам родных языков и литератур, конкурсы учителей и учащихся, республиканские олимпиады, главная цель которых популяризация и развитие родных языков, а также стимулирование учителей к преподаванию, а детей к изучению национального языка.

Виктор Басюк обратил внимание участников совещания на три аспекта работы в этом направлении.

— Одно из направлений — это вопрос выбора родного языка. Ведь подтверждение национальности документально не определено, а родители, имея национальность, выбирают право на изучение русского языка, как родного. Здесь нам надо свою позицию комментировать с юридической точки

зрения. Следующее — это содержание курсов по изучению родных языков и литературы. Очень важно наличие полного методического комплекта — в том числе учебной программы, пособий для учителя — того, что позволит учебные пособия перевести в статус учебников. И третий, очень важный вопрос, — это подготовка педагогов и повышение их квалификации. Ситуация в регионах разная, и мы хотим понять какая ситуация здесь, в Дагестане, — подчеркнул замминистра просвещения РФ.

Участники совещания обсудили ситуацию и статус каждого языка, изучаемого в регионе. Было отмечено, что по некоторым дагестанским языкам (аварский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский и др.) учебные программы находятся на экспертизе. Учебные пособия и учебные программы для основной и старшей школ находятся на стадии разработки. По завершении они будут рассматриваться региональным учебно-методическим объединением. Есть языки, к примеру, ногайский, по которым учебники не нужно разрабатывать, они уже изданы в других регионах России, и республика их просто закупает.

Татьяна Кортава рассказала участникам совещания о работе Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ.

— Наша принципиальная позиция — концептуальный принцип сохранения этнического многообразия на местном уровне, на той территории где народ живет, при осознании общегражданской, российской идентичности. Наша задача — сделать все, чтобы вам было легче сохранять,- подчеркнула Татьяна Кортава.

О том, как проходит изучение родных языков непосредственно в школах в ходе обсуждений рассказали учителя родных языков, приглашённые на встречу.

Участие в круглом столе приняли также руководители и сотрудники Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи, Дагестанского института развития образования, Ассоциации педагогов РД и муниципальных управлений образования.

Пресс-служба Минобрнауки РД.

Яндекс.Метрика