Проблема информационной безопасности школьников в сети Интернет – одна из самых актуальных на современном этапе. Интернет уже с раннего возраста становится неотъемлемой частью жизни нового поколения. Имея безграничные возможности для общения, обучения, самовыражения пользователей, интернет-среда оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей, обучает и социализирует в увлекательной форме.
Однако Интернет также несет потенциальную возможность вреда для общества, в зависимости от того, как осуществляется его использование.
Дети, захваченные безграничными возможностями современных технологий, зачастую не могут разглядеть рисков и угроз Сети и в результате оказываются среди наиболее уязвимых ее пользователей. Они могут стать жертвами шантажа, вымогательства, манипулирования, оскорблений и нападок со стороны других, потенциальными потребителями негативного интернет-контента (экстремистских материалов различного характера, аддиктивного поведения и зависимостей). А с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны, риски увеличиваются, так как доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым. Под угрозой оказывается психика ребенка, его образ мышления, жизненные ценности.
Информационная безопасность детей и подростков становится стратегической задачей для государства, так как дети являются его будущим.
Согласно российскому законодательству, информационная безопасность детей – состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Для преодоления отрицательного воздействия сети Интернет на детей в образовательной организации должна быть организована целенаправленная воспитательная работа. Следовательно, каждой образовательной организации необходимо выработать единую стратегию формирования навыков безопасного поведения школьников в Интернете совместными усилиями педагогических работников, родителей и обучающихся.
Работа с обучающимися должна вестись на каждом уровне образования: в начальной, основной и старшей школе. На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Всероссийская добровольная просветительская интернет-акция «Безопасность детей в сети Интернет» (с 19 ноября 2019г. по 7 апреля 2020г.) – одно из мероприятий, нацеленных на последовательное плановое развитие ключевых компетенций цифровой грамотности учащихся и воспитанников в части безопасного использования сети Р1нтернет, повышение уровня эрудированности школьников в области интернет-безопасности, привлечение внимания родительской и педагогической общественности к данной проблеме.
Для достижения целей мероприятия Всероссийская добровольная просветительская интернет-акция «Безопасность детей в сети Интернет» ставятся общие задачи:
– ознакомить обучающихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет;
– помочь учащимся критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сети Интернет;
– научить выявлению недостоверных или манипулятивных признаков информации на типичных примерах, распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью учащихся, попытки их вовлечения в противоправную деятельность;
– обучить избегать информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации учащихся;
– ознакомить учащихся с нормами и правилами поведения в сети Интернет, основными технологиями противодействия недобросовестной информации.
К участию приглашаются педагогические работники, учащиеся и воспитанники образовательных организаций, родители.
Официальный интернет-сайт просветительского мероприятия: http://ВсероссийскаяАкция.РФ.