19 марта исполняется 50 лет Ахмету Аминовичу Ярлыкапову, старшему научному сотруднику Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований.
А.А.Ярлыкапов — один из ведущих российских экспертов в области исламоведения, социальной антропологии, этнологии, кавказоведения, исследований религиозного экстремизма. Его переход в МГИМО в 2014 году в существенной степени усилил экспертный потенциал Университета в соответствующих сферах.
Научные корни Ахмета Аминовича принадлежат отечественной антропологической школе с ее пристальным вниманием к исторической эволюции изучаемых явлений. Уверенность в работе с историческими материалами, а также продуктивный скепсис по поводу «вечного» характера тех или иных практик и традиций — сильные стороны работ Ярлыкапова, к чему бы он ни обращался — от постсоветского мусульманского возрождения на Северном Кавказе до ногайской эпиграфики.
В его исследованиях ясно видится любовь к своей «малой родине» — ногайской степи Предкавказья. С изучения истории и культуры ногайцев начался долгий и плодотворный путь Ахмета Аминовича как исследователя. В 1999 году под руководством В.Н.Басилова он защитил кандидатскую диссертацию «Ислам у степных ногайцев в XX в.», которая впоследствии стала частью вышедшей в свет в 2008 году его (пока) главной монографии «Ислам у степных ногайцев».
Ахмет Аминович из тех антропологов, кто, несмотря на все трудности и опасности 1990-х годов, не ограничивался архивом и библиотекой — он активно работал и продолжает работать в поле. Ярлыкапов был одним из тех, кто начал изучение радикальных исламских групп на Северном Кавказе. Его работа (в соавторстве с И.Л.Бабич) «Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии: перспективы и последствия» (2003), стала первым монографическим исследованием по теме, которая спустя всего два года, с нападением террористов на Нальчик осенью 2005 г., проявилась как серьезная политическая проблема.
Изучение возникающих исламских сообществ на Северном Кавказе привело Ярлыкапова к другой теме, открывшей новый пласт академических исследований. Исламское возрождение вызывало многообразную реакцию. Реагировали власти, по-разному выстраивая свой курс в отношении нового явления. Реагировали иные политические силы, в том числе светские. Так, мусульманская политическая мобилизация вошла в сложные отношения притяжения, отталкивания, диалога и противоречий с этнической мобилизацией. Пик последней к началу — середине 2000-х на Кавказе был уже пройден, однако не забыт. Несколько работ Ахмета Аминовича посвящены проблеме соотношения этнического и религиозного, как оно проявлялось в политических конфликтах и спорах «на земле», в различных условиях и ситуациях.
В последние годы он обратился к тематике миграции северокавказских мусульман и тесно связанным с нею процессам создания мусульманских общин в «новых» регионах. Религиозная проповедь, благодаря современным коммуникационным технологиям, становится в полной мере трансрегиональной и транснациональной; локальные традиции входят в еще более интенсивное взаимодействие с богословскими и политическими поисками, которые идут в масштабе всей исламской уммы. На примере ислама в современной России Ярлыкапов показывает драматизм этого процесса, ухватывая узлы сложной сети — от небольших недавно открытых мечетей в нефтедобывающих регионах до масштабных международных религиозно-политических проектов. Значительный резонанс в экспертном и академическом сообществах вызвали проведенные по данной проблематике заседания Кавказоведческого семинара МГИМО и Института востоковедения РАН, одним из инициаторов которого он является.
Немаловажно, что Ахмет Аминович, будучи признанным специалистом по исламскому богословию и праву, способен достоверно оценить претензии тех или иных локальных лидеров на точность следования букве и традиции вероучения. Глубокая погруженность в северокавказский контекст радикализации и противодействия ей, в дискуссии о «традиционном» и «нетрадиционном» исламе делает Ярлыкапова незаменимым автором аналитических работ по ряду прикладных вопросов. Его исследования в рамках Плана-заказа МИД России, например, работы о зарубежном опыте противодействия радикализации и его сопоставимости с опытом российским, неизменно получают самые высокие оценки. При этом его экспертиза в равной мере далека как от алармизма и подозрительности, так и от некритического отождествления мобилизационной риторики и религиозного учения. Прикладные работы Ахмета Аминовича выступают отличным доказательством того, что фундаментальная наука в своих лучших проявлениях есть вещь весьма практичная.
Итогом многолетних полевых исследований, которые Ярлыкапов проводил вместе с коллегами, известными историками и этнологами В.О.Бобровниковым и В.А.Кореняко, стало издание в 2016 году книги «Сынтаслар. Намогильные стелы Ногайской степи». В научный оборот была введена эпиграфика около трехсот намогильных плит, которая является ценным источником по истории ногайцев Предкавказья с XVII по XX вв. Другим интересным и важным проектом стала публикация в «Кавказском сборнике» ценного источника по истории ногайского народа в XVIII–XIX вв. — рукописи последнего пристава караногайцев Ф.И.Капельгородского «Караногай, страна кочевников и патриархального быта».
Ахмет Аминович стремится зафиксировать свои знания и оценки в изданиях, формат которых ориентирован на длительное и относительно массовое внимание. Он принимал участие в многотомном энциклопедическом проекте «Ислам на территории бывшей Российской империи», активно сотрудничал и с «Большой Российской энциклопедией». Является одним из составителей биобиблиографического справочника «Ислам и мусульмане постсоветской России в работах отечественных исследователей (1992–2017)».
А.А.Ярлыкапов — частый гость представительных научных форумов, проводимых как в России, так и в странах Европы и Азии, а также в США. Коллеги по-доброму шутят над скоростью его перемещений и между континентами, и между российскими городами и весями.
Он пользуется заслуженным авторитетом в российском мусульманском сообществе, занимая 46-ю позицию в рейтинге 100 наиболее влиятельных мусульман России за 2019 год казанского издания «Бизнес-Online».
Ахмет Аминович обладает редким свойством — преодолевать культурные разрывы. Он свой в мире мусульманских общин Северного Кавказа и в мире академической науки. В этом отношении его можно назвать идеальным переводчиком. Многие классики социологии и политической науки либо начинали как антропологи, либо отдавали этой дисциплине дань в течение своей академической карьеры. Но смысл и условие работы антрополога состоит в преображении радикально иного в нечто более близкое, объяснимое. Говоря метафорически, антрополог занят переводом одной культуры на язык другой, и здесь решающее значение имеет свобода во владении обоими языками.