Провели семинар преподаватели детских школ искусств Махачкалы, специалисты культурно-досуговых учреждений, центров культуры из районов и городов Дагестана.
Открыла мероприятие искусствовед, специалист Республиканского дома народного творчества Татьяна Петенина. Она подчеркнула, что традиционные ремесла испытывают серьезные проблемы, а некоторые виды прикладного искусства находятся на грани исчезновения.
«Дагестанские ремесла, связанные с обработкой шерсти, были развиты у всех народов республики. Войлоки производили многие народы Дагестана. Особое развитие войлочное производство получило у ногайцев неслучайно, ведь основным занятием кочевого народа являлось скотоводство. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы изготовление войлока не было стерто с культурной карты Дагестана. Нужно всеми силами поддерживать этот вид ремесла самыми разными формами и идеями», – сказала она.
Преподаватель ДШИ им. С. Батырова Ногайского района Алтын Акбердиева рассказала, что валяние войлока является одним из самых древних способов изготовления текстиля.
«Современные технологии и материалы дали возможность по-новому взглянуть на валяние войлока и способы его использования. Большое разнообразие натуральных и искусственных волокон дает неограниченные возможности для дизайна изделий из войлока», – подчеркнула Акбердиева.
Ногайские женщины издревле занимались производством войлока. Однако этот вид домашнего промысла, особенно во второй половине ХХ века, начал исчезать. В XXI производство войлока в Дагестане сохранилось лишь в селах Кунбатар Ногайского и Сангиши Кизлярского районов. В школе искусств имени С. Батырова в с. Терекли-Мектеб Ногайского района открыта мастерская по изготовлению изделий из войлока.
Изготовление войлочных ковров — «кийгиз» и различных войлочных изделий занимало значительное место в жизни ногайцев. Войлоком, к примеру, ногайцы укрывали снаружи и утепляли изнутри юрты. Для валяния войлока приглашали родственниц, соседок под руководством опытной мастерицы — «исли».
Войлок производили из овечьей и верблюжьей шерсти. Последний ценился особенно: был тоньше, хорошо сохранял тепло. Использовался для изготовления мужских головных уборов — башлыков, теплых одеял для младенцев.
Мастер из Бежты Назипат Абдурашидова поделилась, что вяжет с детства оригинальную обувь жителей высокогорного Бежтинского участка, называемую «гака». «Вязаная обувь делится на мужскую и женскую в зависимости от орнамента. Самыми нарядными считаются вязаные сапоги для невест. Сегодня в нашей студии в центре традиционной культуры ежегодно обучаются по 4-5 девочек. Это дает надежду, что старинное рукоделие бежтинок не будет забыто», – поделилась с участниками Абдурашидова.
Далее свой мастер-класс по росписи на ткани в технике «холодный батик» провела заслуженный работник культуры, член Союза художников, преподаватель ДХУ Лариса Юсупова. Она показала участникам мероприятия свои навыки, рассказала о методах нанесения краски на ткань и выборе материала и красок для батика.