Встреча длиною в жизнь…

Война… она открыла в те грозовые годы дверь каждого дома… сколько судеб поломала проклятая… Война – это самое страшное, беспощадное слово на земле. Она приносит людям боль, слезы, голод. Война и победителям не приносит радость.

Много рассказов, песен, стихов написано о солдатах, воинах, которые своим героизмом принесли мир, принесли победу над войной. Я тоже писала о них, но сегодня мой рассказ грустный, поэтому мне было тяжело писать эту статью. Этот рассказ мне поведала Майлав Суембаевна Уразаева, жительница села Терекли-Мектеб, это страница ее жизни, жизни ее родителей. Она рассказывала и у меня на глазах наворачивались слезы, я вместе с героями этого рассказа опять пережила их жизнь.

Ирсбике Коканова в семье была средней, они росли вместе со старшим братом Курпай и младшей сестрой Тоюш, по-разному было, голодно было, голодали,  в сытное время жили без забот. Потом и свою семью создала Ирсбике, в семье родились сын Даут и дочь Марипат. Детей пришлось ей растить одной, муж ушел из жизни рано. Брат помогал Ирсбике, маленький Даут с дядей Курпаем пасли скот у чеченцев в селе Эски-юрт.

В 1944 году чеченцев депортировали в Казахстан, в эту передрягу попали и Курпай с племянником, тогда никто не разбирался, чеченец ты или ногаец, всех гнали в чужие края. В поезде Курпай сильно заболел, сразу по приезду в Казахстан, он попадает в больницу. Вокруг они казахи, знакомых нет, поэтому маленький Даут остается без присмотра. Дня два Даут (ему в то время было лет 8) сидит у больницы, через окно разговаривал с дядей, потом, увидев во дворе беспризорного мальчика, казахи отдают его в бездетную семью. Они с радостью берут на воспитание Даута, и, чтобы никто его обратно не забрал, переезжают в другое место. Таким образом Курпай и Даут теряют друг друга…

Майлав Суембаевна вытирает слезу с щеки, я думаю, перед ее глазами, как кадры из прошлого, мелькают образы бабушки и матери. Она продолжает свой рассказ.

… Курпай выздоравливает и выписывается с больницы. Даута нигде нет, он заходит почти в каждый двор и спрашивает племянника, останавливает прохожих, но никто не видел мальчика. Жизнь идет своим чередом. Курпай женится на женщине из Вышеталовки, которая приехала в Казахстан вместе с ними, у нее был сын, потом в семье родились и другие дети.

Мирная жизнь строится и в Ногайской степи. Ирсбике, потерявшая и брата, и сына, все время в слезах, она не может смириться с такой потерей, она не теряет надежды. Она молит Всевышнего о встрече с родными людьми.

— Хоть один раз увидеть бы сына, тогда и помирать не страшно, — просит мать. Она живет с дочкой Марипат, помогает ей растить детей. так проходит 20 лет.

Жители наших сел всегда держали связь с соседними селами Чеченской республики. В один день житель села Кумли Иса Йолманбетов приезжает в станицу Червленная Чечни. Здесь он встречает женщину, которая приехала из Казахстана в родное село, между ними завязывается разговор. В разговоре Иса упоминает своего земляка Курпая, который тоже был депортирован в чужие края. Женщина говорит, что Курпай жив и здоров, живет в селе Талды-курган Талдыкурганской области. С этой радостной вестью Иса приезжает к Ирсбике Кокановой, за такую весть отец  Майлав подарил ему корову с теленком.

Разве могла усидеть на месте Марипат, мама Майлав Суембаевны, она с мужем и тетей Тоюш едет в Казахстан.  Все в руках Всевышнего, если им суждено, они встречаются и через 20 лет. Все приезжают в дом Курпая, Тоюш, увидев брата, радуется. Марипат тоже хочет увидеть единственного брата, но Курпай им рассказывает грустную историю. Много слез пролила в тот день Марипат, обиделась на дядю, как он мог потерять племянника. Марипат дала себе слово, что не уедет, пока не отыщет родного брата. Они объездили все соседние аулы в поисках Даута, по сельсоветам искали Даута Ярикбаева, но нет такого человека в списках, нигде не значится такой человек. Они приезжают в село Уьш-тюбе Каратальского района, они узнают в сельсовете, что в этом селе живет Коппаев Даут. Приехав по этому адресу, они застают во дворе дедушку с бабушкой, рядом играют двое детей. Когда молодой человек окликнул ее: «Тетя Марипат!!!», она упала на колени. Она побежала к нему, обняла и взяла за руку, когда-то Даут упал и вывихнул руку, она вросла внутрь, но если бы даже не было этой приметы, она все равно узнала бы его. Марипат забирает домой и Курпая, и Даута. Не нарадуется Ирсбике Коканова, увидев брата и сына. Через 20 дней Курпай и Даут возвращаются в Казахстан, у обоих там остались семьи. Даут с семьей возвращается в степь родную, но жена не смогла здесь жить. Даут хотел остаться с матерью, но не могла она разрушить семью сына.

— Нет, сын мой, как я смогу жить на этом свете, если разлучу тебя с детьми, с женой. Тебя увидела, и смерть мне не страшна, — сказало сыну щедрое материнское сердце.

— Конечно, не выдержало сердце бабушки, от тоски она умерла в разлуке с сыном, у моего дяди Даута было 14 детей, сегодня и его уже нет на свете. Мы держим с ними связь, я то не могу ездить, сестры младшие бывают там, — рассказывает Майлав Суембаевна. — Вот такая была у них судьба, перед смертью дядя Даут прожил у нас 5 месяцев, у всех погостил, со степью родной попрощался, затем умер.

Судьба. То, что написано на роду, от этого не никуда не сможем деться. Война обожгла материнское сердце болью, в души вселила печаль, и сейчас ее эхо, как стрела, наши сердца пронзает горечью. И я говорю, давайте будем помнить ее, если мы ее забудем, она к нам вернется, погаснет огонь мира. Пусть Всевышний нас хранит.

Гульфира Бекмуратова