Об оказании социальной помощи на основании социального контракта

В целях обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 и Положением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 12 мая 2021 года №103, в Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан 3 июня прошло совещание по вопросам реализации проекта «Социальный контракт», который является одним из инструментов программы по снижению бедности в Республике Дагестан, куда были приглашены исполнительные директоры и специалисты соцзащиты.

Социальный контракт – это соглашение, которое заключается органами соцзащиты с  одинокими гражданами и семьями, чей доход по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Дагестан (10 628 рублей за 2021 год).

По этому соглашению орган социальной защиты населения обязуется оказать государственную социальную помощь в виде денежных выплат, а получатели помощи берут на себя определенные обязательства, например: пройти переобучение (при необходимости), трудоустроиться, встать на учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход и развивать собственное дело, а также принять необходимые меры по выходу из трудной жизненной ситуации, в которой находятся — (приобрести товары первой необходимости, одежду, обувь, лекарственные препараты и другое).

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которая предусматривает мероприятия, направленные на вывод малоимущего одинокого гражданина или малоимущей семьи из трудного положения. Например, в указанной программе прописываются по желанию заявителя (семьи заявителя) мероприятия по поиску работы, обучению, осуществлению индивидуального предпринимательства (ИП), ведению личного подсобного хозяйства и иные выходы из затруднительных жизненных ситуаций.

Цель социального контракта – помочь малоимущим семьям (гражданам) выйти из состояния бедности путем стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Другими словами, чтобы выйти из безденежья, в рамках соцконтракта семья (одинокий гражданин) получает деньги, расходовать которые она (он) сможет только на определенные нужды по выходу из бедности. Эти нужды обязательно прописываются в условиях заключенного соцконтракта (соглашения).

На заключение социального контракта могут рассчитывать:

малоимущие семьи (среднедушевой доход которых ниже 10 628 руб. (за 2021 год);

малоимущие одиноко проживающие граждане (заработок которых ниже прожиточного минимума 10 987 руб. (за 2021 г.));

семьи с инвалидамиили пенсионерами на иждивении;

иные малообеспеченные лица, которые имеют среднедушевой доход менее прожиточного минимума, установленного в Республике Дагестан, по независящим от них причинам.

 Куда обращаться?

Обращаться надо в органы соцзащиты по месту жительства или пребывания гражданина (семьи гражданина) или в МФЦ. Решение об оказании помощи принимает комиссия, в составе которой представители органов соцзащиты, занятости, соцобслуживания, местного самоуправления, сферы сельского хозяйства, сферы регулирования среднего и малого предпринимательства, образования, здравоохранения и иные заинтересованные организации.

Какие документы предоставляются к заявлению?

1)    копии паспортов заявителя и членов семьи;

2)    копии свидетельств о рождении ребенка (детей);

3)    копии свидетельств о регистрации (расторжении) брака заявителя и членов семьи;

4)    копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности заявителя на земельный участок (при необходимости ведения личного подсобного хозяйства);

5)    копия трудовой книжки неработающего трудоспособного заявителя и (или) членов семьи;

6)    копии документов об образовании, прохождении профессионального обучения и переподготовки (при необходимости прохождения обучения);

7)    соглашение об уплате алиментов на содержании детей в добровольном порядке, удостоверенное нотариально (при наличии);

8)    копии документов, подтверждающих факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве ИП или налогоплательщика на профессиональный доход (при выплате средств на ИП или ведение личного подсобного хозяйства);

9)    реквизиты лицевого счета заявителя, открытого в кредитной организации;

10)  письменное согласие на обработку персональных данных семьи гражданина (форма утверждена постановлением);

11)  письменное согласие на заключение социального контракта от всех совершеннолетних членов семьи (без этого социальный контракт не может быть заключен) (прописывается в проекте соцконтракта).

Копии документов органом соцзащиты сверяются с их оригиналами.

Остальные документы, необходимые для оказания государственной социальной помощи, органом соцзащиты запрашиваются самостоятельно.

Как можно потратить средства в рамках соцконтракта?

На профессиональное обучение или получение дополнительного профобразования, на поиск работы и открытие собственного бизнеса.

Кроме того, нуждающиеся семьи смогут использовать средства социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации: покупку товаров первой необходимости и лекарств, обуви и одежды, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, а также на лечение, школьные товары и услуги дошкольного и школьного образования.

Основная задача – потратить деньги и полученные знания так, чтобы в будущем получать постоянный доход от своего обеспечения. К примеру, на выделенные деньги можно купить оборудование, создать и оснастить дополнительные рабочие места, приобрести необходимые для ведения личного подсобного хозяйства товары, а также сельскохозяйственную продукцию (крупный рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные (включая пчелы или птица), приобретение кормовой базы, закупка посадочных материалов и удобрений для почвы, закупка сельхозтехники и инвентаря для обработки приусадебных участков и другое). Кроме того, при открытии ИП можно направить средства соцконтракта, в том числе на расходные материалы и на аренду (не более 15 % назначаемой выплаты).

Х.Кулунчакова,

ведущий специалист УСЗН в МО «Ногайский район».