Что пишут туристы о Дагестане и  его жителях

В серии материалов «Точки притяжения» Forbes рассказывает о самых привлекательных и перспективных туристических направлениях в России. На этот раз — о Дагестане, который за два года пандемии набрал популярность у туристов. За это время турпоток в республику вырос с 850 000 до 1 млн человек, пассажиропоток аэропорта Махачкала — с 1,5 млн до 2,03 млн человек.

Как Instagram и YouTube помогли раскрутить туристический потенциал республики и как на нем зарабатывают местные предприниматели — в новом материале серии

«До пандемии в Дагестан ездили лишь единичные тревел-блогеры. Информации было немного, а они снимали контент с целью развенчать миф о том, что путешествовать по республике сложно и опасно», — рассказывает креативный продюсер и режиссер самой рейтинговой передачи о путешествиях «Орел и Решка» Юрий Абраимов. В 2020 году он предложил телеканалу «Пятница» сделать отдельный выпуск про Дагестан. Вышедшая в ноябре 2020-го серия собрала почти 3 млн просмотров и стала самой просматриваемой на YouTube за всю историю «Орел и Решка».

 

                                                                                      Безопасный Кавказ

До пандемии туры в Дагестан выполнялись под запрос в основном для частных групп и отдельных корпоративных мероприятий. Сейчас турпродукт по Дагестану становится массовым, растет и количество точек вылета в Махачкалу. Туроператор «Интурист», например, предлагает экскурсионные туры в Дагестан с вылетами из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы и Казани. По данным Росавиации, пассажиропоток аэропорта Махачкала увеличился с 1,5 млн в 2019 году до 2,03 млн человек в 2021 году.  В сервисе для путешествий OneTwoTrip в 2019 году Махачкала занимала девятое место по количеству бронирований авиабилетов с долей заказов 2,6%, через два года  доля бронирований в Дагестан выросла в два раза (шестое место). В Минтуризме Республики Дагестан Forbes сообщили, что в 2019 году турпоток в республику составил 850 000 человек, в 2020-м — 840 000, а в 2021-м перевалил за 1 млн человек.

«Долгое время в информационном поле наш регион представляли в негативном свете, но в последние годы эти заголовки прекратились, люди наконец узнали, что такое настоящий Дагестан, — рассказывает Саид Исаев, директор по маркетингу туристической компании «Этнотревел». — Людям очень нравится наш регион: много солнечных дней, самая протяженная береговая линия Каспийского моря, древнейший город Дербент, горы и леса. На маленьком кусочке 50 000 кв. км собрана настолько разная природа и богатая история и культура». За время пандемии число туристов, посетивших Дагестан через «Этнотревел», выросло с 1500 человек в 2019 году до 5000 человек в 2021 году.

«Вопреки сложившемуся мнению, Дагестан безопасный регион для туристов и это бесспорно. Турист в Дагестане — это гость, а гостей по кавказским традициям надо принимать с почестями. Опасностей в Дагестане не более чем в любом российском городе», — говорит основатель и владелец туристической компании «ДагДаг Тур» Алексей Киндеев. Предприниматель десять лет организовывал экстремальные походы с мачете по диким джунглям Таиланда, а в 2020 году вернулся в Россию. Кроме туризма, он ничем заниматься не захотел, как раз в это время в стране начал расти интерес к внутренним направлениям. «До этого путешествовал по Дагестану на мотоцикле, и у меня были знакомые, которые возили экскурсии к самым раскрученным точкам. А я решил наоборот — создать авторский тур по неизведанным горным маршрутам с палатками», — рассказывает Киндеев.

                                                                                                               Аул Чох

Первый поход «ДагДаг Тур» провел в августе 2020-го, туристов Киндеев нашел с помощью страницы в Instagram. Как правило, тур рассчитан на 6 дней по цене от 20 000 до 35 000 рублей (перелет в стоимость не входит). В прошлом году «ДагДаг Тур» расширил пакет услуг, добавив классические однодневные экскурсии по популярным местам в Дагестане (от 3500 рублей на человека). За полтора года существования компания Киндеева организовала путешествия более чем для 1000 туристов. В планах — организация экскурсий в соседнюю Чеченскую Республику.

По словам Майи Ломидзе, исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР), с Дагестаном сейчас работают «все крупные внутренние туроператоры». Подтягиваются и международные. «В настоящее время мы изучаем туристический потенциал регионов Северного Кавказа и факторы, которые могли бы способствовать запуску чартерных программ. Мы считаем, что туристам могли бы быть интересны межрегиональные маршруты и рассматриваем такие регионы, как Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Северная Осетия, Чечня. Республики небольшие и расположены рядом, поэтому ничего не стоит переехать из одной в другую и увидеть по максимуму: природу, культуру, попробовать кухню», — говорит заместитель гендиректора «TUI Россия» Александр Сирченко.

                         «Невероятно предприимчивый дух»

На растущую популярность Дагестана как туристического направления быстро отреагировал местный бизнес. «Регион очень перспективный, просто шикарный для туризма. Сюда можно возвращаться не один раз, потому что за один визит все увидеть невозможно. Кроме того, там невероятный предпринимательский дух: местные жители открывают гостевые дома, турагентства, точки питания», — перечисляет Майя Ломидзе.

За время пандемии объем рынка туруслуг кратно вырос, говорит Гасан Туллиев, основатель единого сервиса-агрегатора для путешествий по Дагестану Enquto (объединяет 150 владельцев жилья и 50 организаторов туров и экскурсий). Если в 2019 году в республике насчитывалось всего около 100 организаций в сфере туризма, то к 2022-му их число выросло до 400. А в этом году, по оценкам Туллиева, в туризме будет работать уже около 1000 компаний. По итогам 2021 года через площадку Enquto путешествия организовали более 3000 человек, средний чек составил 5500 рублей. «Сейчас очень много людей, которые понимают, что у этого бизнеса достаточно низкий порог входа: наличие автомобиля, чтобы встречать гостей из аэропорта и возить на экскурсии, страница в Instagram, сарафанное радио начинает работать, и люди уже могут зарабатывать», — говорит Туллиев.