I. Обязанности и ответственность приглашающей стороны
Статьей 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на
приглашающую сторону возложена обязанность принимать меры по
обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или
лицом без гражданства2 порядка пребывания (проживания) в Российской
Федерации в части соответствия заявленной им цели въезда в Российскую
Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в
Российской Федерации деятельности или роду занятий, а также по
обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина
за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока его
пребывания в Российской Федерации.
Частью 2 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях3 установлена ответственность
приглашающей стороны за неисполнение указанной обязанности.
Перечень и порядок применения мер, которые должна принимать
приглашающая сторона, определены Положением о применении
приглашающей стороной мер по обеспечению соблюдения приглашенным
иностранным гражданином или лицом без гражданства порядка пребывания
(проживания) в Российской Федерации утвержденным постановлением
№ 1428.
К данным мерам относятся:
1. Предоставление приглашающей стороной иностранному гражданину
доступных контактных данных для поддержания связи, в том числе с помощью
информационных технологий (подпункт «а» пункта 2 Положения).
Для выполнения указанной меры приглашающая сторона или ее
представитель направляют иностранному гражданину уведомление,
содержащее информацию о номерах телефонов, почтовых и электронных
адресах, мобильных мессенджерах приглашающей стороны, иных способах
связи.
Уведомление может быть направлено до въезда иностранного
гражданина в Российскую Федерацию при оформлении ему приглашения или
1 Далее – «постановление № 1428».
2 Далее – «иностранный гражданин».
3 Далее – «КоАП».
4 Далее – «Положение».
2
после его прибытия в место пребывания в Российской Федерации в
произвольной форме любым доступным способом, в том числе электронным
письмом с уведомлением о прочтении или вручается лично иностранному
гражданину под подпись.
2. Реализация заявленных при оформлении приглашения гарантий
материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного
иностранного гражданина (подпункт «б» пункта 2 Положения).
Названная мера осуществляется приглашающей стороной на условиях,
определенных в гарантийных письмах, представляемых при оформлении
приглашения.
3. Оказание содействия приглашенному иностранному гражданину
в реализации заявленной цели въезда в Российскую Федерацию (подпункт «в»
пункта 2 Положения).
Для осуществления указанной меры приглашающей стороной
выполняются одно или несколько действий, перечень которых установлен
пунктом 5 Положения, в зависимости от цели въезда приглашенного
иностранного гражданина:
для цели въезда «деловая» – организация проведения совещаний,
конференций, переговоров делового или коммерческого характера, заключение
контрактов или их продление;
для цели въезда «рабочая» – трудоустройство, предоставление рабочего
места, оформление трудового договора или гражданско-правового договора на
выполнение работ (оказание услуг);
для цели въезда «учебная» – оформление договора на обучение,
организация обучения;
для цели въезда «гуманитарная» – организация поездок, встреч,
мероприятий гуманитарного, религиозного, культурного или спортивного
характера;
для цели въезда «частная» – постановка приглашенного иностранного
гражданина на миграционный учет по адресу помещения, правом пользования
которым обладает приглашающая сторона, заключение договора аренды с
арендодателем помещения и постановка на миграционный учет по его адресу.
При этом данный перечень не исключает право приглашающей стороны
выполнять также иные действия, обеспечивающие соблюдение
соответствующей цели въезда. Кроме того, не все действия могут быть
осуществлены в отношении отдельных категорий иностранных граждан.
В этом случае рекомендуется учитывать положения приказа
МИД России, МВД России и ФСБ России от 27 декабря 2003 г.
№ 19723А/1048/922 «Об утверждении Перечня «Цели поездок», используемого
уполномоченными государственными органами Российской Федерации при
оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без
гражданства»1
, который содержит расширенный список «целей поездок», а
также видов деятельности и родов занятий, которые может осуществлять
1 Зарегистрирован в Минюсте России 29 марта 2004 г., регистрационный № 5689.
3
приглашенный иностранный гражданин в Российской Федерации в
зависимости от цели въезда.
Так, например, при сопровождении членами семьи иностранного
гражданина, въезжающего в Российскую Федерацию с деловыми,
гуманитарными целями, указанным лицам также выдаются деловые или
гуманитарные визы соответственно, при этом в их визах указывается цель
поездки «сопровождающий член семьи».
В этой связи приглашающей стороне достаточно обеспечить
необходимые условия и предпринять соответствующие действия
исключительно для иностранного гражданина, который въезжает в Российскую
Федерацию непосредственно для деловых или гуманитарных поездок.
Также могут иметь место случаи, когда прибывший в Российскую
Федерацию иностранный гражданин с целью въезда «частная» остановился в
гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в
санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском
оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей
медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального
обслуживания. Тогда необходимость в выполнении приглашающей стороной
действий по постановке его на миграционный учет отсутствует.
4. Уведомление территориального органа МВД России об утрате
контактов с находящимся в Российской Федерации и прибывшим к
приглашающей стороне иностранным гражданином.
Для выполнения указанного предписания приглашающая сторона или ее
представитель в течение двух рабочих дней со дня утраты контактов с
приглашенным иностранным гражданином должны проинформировать об этом
соответствующий территориальный орган МВД России. Указанная информация
представляется при непосредственном обращении в территориальный орган
МВД России либо путем направления письменного уведомления в
произвольной форме (в том числе в электронном виде).
II. Особенности производства по делам об административных
правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 18.9 КоАП
При производстве по делам об административных правонарушениях,
квалифицируемых частью 2 статьи 18.9 КоАП, необходимо принимать во
внимание следующее.
1. Объективная сторона состава административного правонарушения,
предусмотренного частью 2 статьи 18.9 КоАП, выражается в непринятии
приглашающей стороной одной или нескольких мер, установленных
постановлением № 1428.
Вместе с тем в целях избежания избыточного давления на бизнес,
недопущения необоснованного привлечения к административной
ответственности лиц, выступающих в качестве приглашающей стороны,
рекомендуется применять административную ответственность за непринятие
4
установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным
гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации
только в случае, если выявлены конкретные факты несоблюдения
приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда или
несвоевременного выезда из Российской Федерации.
В свою очередь, вынесенные в отношении иностранных граждан
постановления по делам об административных правонарушениях,
предусмотренных частями 1.1 и 2 статьи 18.8 КоАП, будут являться
основанием для проверки соблюдения приглашающей стороной установленных
постановлением № 1428 мер и доказательствами при производстве по делам об
административных правонарушениях по части 2 статьи 18.9 КоАП.
2. При решении вопроса о привлечении приглашающей стороны к
административной ответственности необходимо руководствоваться
положениями части 3 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП, которыми закреплена
возможность замены субъектам малого и среднего предпринимательств, лицам,
осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, или юридическому лицам, а также их работникам
административного наказания в виде штрафа на предупреждение, если
правонарушение совершено ими впервые.
Отмечаем, что согласно части 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит
административной ответственности только за те административные
правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В части 1 статьи 29.10 КоАП перечислены сведения, которые должны
быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении,
в частности обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе
и вина либо ее отсутствие.
3. В случае, если установлено, что приглашающая сторона не приняла
меры по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению
приглашенного иностранного гражданина в период его пребывания в
Российской Федерации, ответственность приглашающей стороны может
наступить по части 2 статьи 18.9 КоАП и по части 5 статьи 18.9 КоАП.
При этом необходимо исходить из последствий, наступивших в
результате непринятия таких мер.
Если бездействие приглашающей стороны в данном вопросе привело к
нарушению прав иностранного гражданина, то его следует квалифицировать по
части 5 статьи 18.9 КоАП, а если его результатом помимо нарушения прав
иностранного гражданина стало совершение им нарушения режима пребывания
(проживания), то по части 2 статьи 18.9 КоАП.
4. По вопросу выполнения приглашающей стороной меры,
предусмотренной подпунктом «г» пункта 2 Положения (уведомление
территориального органа МВД России об утрате контактов с находящимся в
Российской Федерации и прибывшим к приглашающей стороне иностранным
гражданином) отмечаем, что факт утраты контактов с приглашенным лицом
будет определяться приглашающей стороной самостоятельно в зависимости от
5
сложившейся между ними практики общения, срока действия визы, а также с
учетом правовых последствий для приглашающей стороны.
В целях выявления данного нарушения со стороны приглашающей
стороны и сбора доказательной базы целесообразно в случае привлечения
иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию по визе,
к административной ответственности по частям 1.1 и 2 статьи 18.8 КоАП
опросить данного иностранного гражданина на предмет его общения с
приглашающей стороной, периодичности поддержания связи, а также о том,
когда в последний раз он контактировал с пригласившим его лицом или его
представителем, отвечала ли приглашающая сторона на его письма и звонки.
Источник: Миграционный пункт ОМВД России по Ногайскому району
Фото из сайта