Заместитель министра юстиции РД Сергей Караченцев прокомментировал поправки, предложенные для внесения в Конституцию РД.
«В Конституцию РФ вносится достаточно большой объем новых норм, вытекающих из требований федерального законодательства. Это как поправки в Федеральный закон № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», так и в саму Конституцию. В основном этот закон № 414 направлен на совершенствование системы организации власти в субъектах и обеспечение взаимодействия региональных органов государственной власти с федеральными органами и органами местного самоуправления. Те поправки, которые вносятся в Конституцию сейчас — они как раз ориентированы именно на это. В поправках три крупных блока, связанных с полномочиями органов государственной власти: полномочия высшего должностного лица — Главы РД, законодательной власти и Председателя Правительства РД. Касательно полномочий высшего должностного лица, в частности, внесен ряд запретов – по гражданству (исключается двойное и т.д.), по имущественным критериям, по вопросам контроля и организации деятельности Правительства РД. То есть руководитель региона непосредственно возглавляет данную деятельность, определяет основные направления работы органов правительства, исполнительной власти РД. Он имеет право не только принимать свои нормативные акты, но и отменять нормативные правовые акты любого органа исполнительной власти РД. Кроме того, уточнены полномочия Главы РД в части взаимоотношений с органами местного самоуправления. В настоящее время в соответствии с законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» Глава РД имеет право применять меры ответственности в отношении глав городов и районов, которые ненадлежащим образом исполняют переданные им полномочия. Он может внести предупреждение или объявить выговор. Если те или иные выявленные нарушения не будут устранены в определенный срок, глава республики получает право принятия решения об отстранении от должности руководителя муниципалитета. Ряд депутатов высказывал опасения, что это позволит главе республики произвольно, по каким-то своим мотивам отрешать от должности глав МР и ГО. Но здесь нужно понимать, что данная возможность предусмотрена в случае ненадлежащего исполнения государственных полномочий. То есть, если это касается решений и вопросов местного значения, то у главы подобных полномочий нет. Хотя, конечно, определенные права у него и ранее были. И возможность поставить вопрос об отречении от должности руководителя муниципального образования или городского округа также имелась. Это было связано с коррупционными правонарушениями. По эффективности деятельности принимаемые поправки — это новые нормы, которые были внесены в федеральное законодательство и сейчас воспроизводятся в Конституции РД. Кроме того, уточняется статус не только самого главы республики, но и человека, который временно будет исполнять обязанности высшего должностного лица. Для него тоже устанавливаются достаточно серьезные требования, в том числе в вопросах противодействия коррупции. Исполняющий обязанности Главы РД становится таким же полноправным участником правового процесса, как и сам Глава РД. Самый объемный блок поправок по полномочиям Правительства РД. И Конституция РФ, и те законы, которые были приняты в реализацию в последней редакции, в т.ч. 414 Федеральный закон, — они действительно достаточно серьезно расширили круг этих полномочий. И сейчас полномочия Правительства РД во многих случаях напоминают полномочия Правительства РФ. Но при этом надо понимать, что тот круг полномочий, который есть у правительства республики может быть реализован только в пределах РД и теми средствами, которые имеются у Правительства РД. Здесь никакого вмешательства в компетенцию федеральных органов власти быть не может. Учитываются также и полномочия Председателя Правительства РД. Введены специальные требования к лицам, которые будут замещать должности Председателя Правительства, его заместителей, министров РД, руководителей иных органов. Установлен возрастной ценз – эти должности может замещать человек не моложе 30 лет. Кроме того, есть требования по образованию, по антикоррупционным вопросам и т.д. Все это закрепляется в отношении лиц, которые будут замещать государственные должности РД. Далее, если говорить о деятельности Правительства РД, то отчитываться перед Народным Собранием РД теперь будет именно Председатель Правительства, как человек, который обеспечивает работу правительства в целом. Но при этом сам премьер-министр несет полную персональную ответственность перед Главой РД за деятельность Правительства РД. Выходит своего рода двойной контроль в отношении Председателя Правительства РД и деятельности правительства в целом – как со стороны Народного Собрания Республики Дагестан, так и со стороны Главы Республики Дагестан», — рассказал Караченцев.
Источник: https://mirmol.ru/