Памятка по маркерам употребления психоактивных веществ обучающимися в образовательной организации

 Зависимость от употребления ПАВ формируется постепенно, часто это не замечают родители и педагоги, поэтому перед нами стоит задача знать, по каким признакам можно определить формирующуюся зависимость и что может спровоцировать развитие пагубной привычки у ребенка.

Причины, которые могут подтолкнуть ребенка к употреблению ПАВ: — любопытство (хотят все попробовать, узнать новое); — попытка уйти от того, что беспокоит ребенка, с чем ребенок не может справиться, желание «успокоить» себя, «забыться»; — желание быть авторитетнее, быть похожим на значимого товарища, может быть, даже личный пример родителей и т. д.; — бессознательный способ привлечения внимания родителей, ответ на постоянное давление со стороны родителей, неумение справиться с давлением (проще быть «плохим», чем стать «хорошим»); — безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки. Стоит обратить внимание и на факторы риска, способные спровоцировать употребление психоактивных веществ: — особенности характера ребенка (эмоциональная неустойчивость, импульсивность нестабильность отношений, преобладающие чувства одиночества, пустоты, неприятие и недопонимание социальных норм и ценностей, недостаточный самоконтроль и самодисциплина и т. д.); — сложная семейная ситуация (неполные семьи, вновь созданные семьи и т.д.); — склонность к различному ненормативному поведению (агрессивность, воровство, прогулы, аутоагрессивное поведение и т.д.); — наличие задержки психического и физического развития; — негативное окружение подростков, групп сверстников с осложненным поведением; — злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами в семье ребенка. !!! Обращаем внимание на то, что если при изучении этого аспекта обнаружены похожие обстоятельства, то их следует рассматривать в комплексе с причинами, так как наличие только указанных факторов риска не означает наличия у ребенка статуса употреблявшего ПАВ, а говорит о том, что он находится в «группе риска» и что при определенных условиях может быть склонен к их употреблению. ПРИЗНАКИ Для определения того, употребляет ли ребенок психоактивные вещества, нужно обратить внимания на физическое состояние и внешний вид ребенка, а именно: — внешний вид и поведение в той или иной мере напоминают состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию; — незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды; — нарушение сна: много спит или перестает спать; спит очень глубоко, огромные сложности с пробуждением; — изменение двигательной активности: усиленная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации); — периодически много ест или совсем теряет аппетит; — изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк; — изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища; — изменения глаз: блеск глаз; сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет; периодическая смена цвета глаз (красные, помутневший белок); — изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса; — изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность или же замедленность, невнятность, нечеткость речи. Настораживающие признаки употребления ПАВ в психологическом состоянии ребенка и его окружении: — резкие изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно несоответствующие данной ситуации; — замкнутость в отношениях с родителями, незаинтересованность происходящими в семье событиями; — проведение свободного времени в незнакомых компаниях; — частые «зашифрованные» телефонные разговоры с незнакомыми людьми; — резкое снижение успеваемости, увеличение количества прогулов занятий; — потеря интереса к обычным развлечениям, привычному времяпрепровождению, спорту, любимым занятиям; — потеря старых друзей, нежелание находить новых; — постоянно просит денег, не говорит на что; — долгое отсутствие дома, при этом из дома пропадают вещи; — изменение речи, появление незнакомых слов, использование сленга; — избегает раздеваться даже на пляже, постоянно ходит в одежде с длинными рукавами, даже в летнее время; — стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.; — появление среди вещей папирос; кусочков фольги; приспособлений, похожих на курительные трубки, только меньших размеров; капель для глаз; шприцы в и других принадлежностей медицинского характера.

Источник: Пресс-служба Министерства здравоохранения РД

Фото: https://tankard39.livejournal.com/1755751.html