Монографическое исследование «Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся» под коллективным авторством Ш. Мирзоева, Э. Абдулатиповой, Н. Мунгиевой посвящено народному поэту Дагестана Расулу Гамзатову.
В исследовании на основе этнопедагогического подхода к творчеству Гамзатова теоретически обоснован этнокультурный потенциал его произведений и, исходя из этого, проверена система работы по формированию у школьников нравственных идеалов. Выявлены педагогические условия духовно-нравственного воспитания ребят на учебных занятиях и во внеклассной работе; определены содержание, эффективные формы, методы, средства урочной и внеурочной деятельности. Представлены методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова.
В монографии систематизированы и последовательно рассмотрены сокровенные идеи, помыслы о первичности духовной культуры, размышления о месте и долге человека в обществе, его нравственные установки по отношению к людям, труду, родине Расула Гамзатова, в целом составляющие колоссальный этнокультурный потенциал произведений народного поэта.
В частности авторы убеждены, что «обращение к историко-культурному наследию, обычаям и традициям народа, выработанным им в течение тысячелетий духовно-нравственным ценностям, сконцентрированным в творчестве Гамзатова, способно приостановить процесс утраты высоких морально-этических норм и понятий, испокон веков присущих народам Дагестана». Молодёжь сегодня как никогда нуждается в ценностно-смысловых ориентирах, духовно-нравственных идеалах и культурных образцах.
Рецензируемая книга приглашает к размышлению, действию. В ней богатый фактический материал, интересные авторские идеи, оригинальные сюжеты (фрагменты учебных занятий) по изучению произведений Гамзатова, аргументированные выводы. Высвечиваются сложные вопросы: как воспитать детские души; как воспитать чувства, совесть, которые бы ответили зову времени; как осуществить гармонизацию воспитания и социализации; как научить чувствовать и понимать художественное слово.
Подробнее в источнике