Амирхан Межитов: «Предание земле останков кого-то бы ни было, дело чрезвычайно важное. Это и долг живых перед ушедшими в мир иной. Искусственное препятствие этому уже граничит с цинизмом, а еще хуже с кощунством»

12 декабря глава Республики дал специальное поручение по решению вопроса о возвращении останков наиба Хаджи-Мурата и других дагестанских воинов на историческую родину для достойного захоронения.

Стало известно, что этим займется специальная рабочая группа под руководством председателя общественной палаты РД, а также будут привлечены госсекретарь РД Магомедов Магомед-Султан, представители республиканского Миннаца и другие общественные деятели.

Вопрос о захоронении останков(головы) легендарного Хаджи -Мурата стоит на повестке давно,отмечает эксперт республиканской газеты » Голос степи» секретарь Ногайского местного отделения ВПП «Единая Россия», секретарь Ногайского отделения Русского географического общества РФ Амирхан Межитов.

— Комиссия по захоронению действует еще с 2015 года, в составе которой задействованы историки, представители Министерства культуры РФ и МИД. Внимание к работе комиссии было приковано со стороны общественности, исламского духовенства. Были в этом заинтересованы потомки самого Хаджи Мурата. Весьма настоятельно о целесообразности захоронения останков высказывался глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Не были равнодушны к этому вопросу и наши соседи, дипломаты Азербайджана. Как известно, тело погибшего, без головы, покоится на земле соседней Республики.

Однако до сих пор дело продвигается крайне медленно. Возможно, причина в банальной бюрократической нерасторопности, а может в отсутствии необходимой политической воли должностных лиц, вмешательство которых разгребет бюрократические препоны.

Так или иначе, но вновь появилась надежда, что дело может сдвинуться с мертвой точки. И надежда связана с волевым решением главы Дагестана Сергея Меликова.

Предание земле останков кого-то бы ни было, дело чрезвычайно важное. Это и долг живых перед ушедшими в мир иной. Искусственное препятствие этому уже граничит с цинизмом, а еще хуже с кощунством.

После гибели тело Хаджи-мурата было похоронено в селении Тангыт в Гахском районе(Азербайджан), а голова была отрезана «неизвестным». Считается, что голову, как свидетельство смерти Хаджи-Мурата, отвезли в Санкт-Петербург, где ее сохранностью занялся известный хирург и анатом Николай Иванович Пирогов. Затем долгое время о черепе не было ничего известно, пока в 1959 году работники Военно-медицинской академии не нашли  ее случайно. O том, что перед ними именно голова легендарного наиба, учение поняли пo надписи прямо нa черепе, которая была сделана нa двух языках – арабском и русском. В этом жe году череп был передан в Музеи антропологии и этнографии, где его, как «экспонат № 119» выставляли в экспозиции. В 2000 году началась информационная компания пo возвращению останков Хаджи-Мурата нa Родину. Ee возглавил депутат Гocдyмы oт Дaгecтaнa Oмap Oмapoв, a инициaтивy пoддepжaли paбoтники мyзeя-ycaдьбы Льва Толстого «Ясная Поляна». Были судебные иски; в 2001 году пo настоятельной просьбе бывшего депутата Государственной думы Надиршаха Хачилаева, предположительные останки Хаджи-Мурата были убраны из экспозиции музея в запасники.

Судьба Хаджи-Мурата и при жизни была довольно драматичной, а личностью он был незаурядной. Неспроста он удостоился пера выдающегося классика русской литературы Льва Толстого, который раньше других обратил внимание на личность легендарного воина. Писатель в небольшом по объему, но весьма глубоком по содержанию произведении положил начало осмыслению противоречивой, но полной драматизма, судьбы неординарного горского воина.

Хаджи-Мурат, по-видимому, был больше настоящим воином, чем политиком. Возможно в этом кроется разгадка его непростой судьбы.

Как знать, может после погребения останков тела Хаджи-Мурата наступит успокоение и нам, современникам, удастся более глубже исследовать его жизнедеятельность, осмыслить его судьбу и понять, а где-то и извлечь уроки.

И в наше смутное и драматичное время — это не менее важно,- отметил в своем комментарии Амирхан Межитов.