В Госдуме в первом чтении приняли законопроект о внедрении в России исламского банкинга.
С 1 февраля 2023 года в Дагестане, Чечне, Башкирии и Татарстане стартует экспериментальный запуск так называемых организаций партнерского финансирования (ОПФ). По документам под этим названиям проходят учреждения, которые предлагают услуги в рамках исламского банкинга.
«МК» выяснил, чем он будет отличаться от обычных кредитных организаций и будут ли туда пускать немусульман.
Отметим, что исламским банкингом называют финансовую деятельность, которая соответствует принципам шариата.
-Исламский банкинг предполагает необходимость вложений в исключительно реальное производство и отказ от высокорисковых операций, включая спекулятивные. Последнее позволит заметно сократить риски, связанные с банкротством кредитных организаций,- объясняет декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев.
Если сказать точнее, то осуществлять сделки с любыми видами ценных бумаг и производными финансовыми инструментами (фьючерсами, опционами и т.д.) в исламском банкинге запрещено. Благодаря этому принципу, 14 лет назад практически весь мир обратил внимание на исламский банкинг.
-Особый интерес к исламским финансам во всем мире появился после кризиса 2008-2009 годов. Тогда отрасль показала устойчивость большую, чем у традиционных финансов. Кризисные явления, которые типичны для традиционной финансовой системы, в меньшей степени затрагивают исламский банкинг,- говорит доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиль Асмятуллин.
Закон, принятый Госдумой в первом чтении имеет ряд уязвимостей и в нынешнем виде противоречит закону о банках и банковской деятельности. Но тем не менее,сами банкиры к нему настроены положительно, и считают, что после доработки он поможет существенно снизить расходы по запуску нового сервиса и ускорит его внедрение в стране.
Более подробно на сайте МК