Автор исполнительный секретарь Ногайского местного отделения ВВП «Единая Россия секретарь Ногайского отделения Русского географического общества РФ», Амирхан Межитов
Проблема водообеспечения в Дагестане совершенно не нова и острота её с каждым годом все больше и больше возрастает. Особенно остро она ощущается на Севере Дагестана, где нехватка питьевой воды для населения оборачивается катастрофой, когда к этой проблеме добавляется деградация почвы, как результат опустынивания степи, охватывающий территории Ногайского и Тарумовского районов.
Последние несколько десятилетий проблема опустынивания Ногайской степи озвучивалась с трибун разных инстанций постоянно, хотя до конкретных мер дело еще ни разу не доходило. Много писем было исписано, «копий наломали» уйму, а с мертвой точки сдвинуться пока не удается до сих пор. Бить колокола по поводу опустынивания продолжают и сегодня. Среди общественников бытует мнение, что так называемые, земли «отгонного животноводства», имеют коррупционную составляющую, что является главной преградой на пути решения проблемы.
Однако, на сегодня, кажется в «конце туннеля» появляются проблески света. Такого еще не наблюдалось, чтобы первые лица Республики с такой последовательностью и напористостью продвигали идеи по водообеспечению на федеральном уровне.
Мало того, на этот раз обращает внимание новизна подходов в постановке вопроса, когда проблемы обеспечения земледелия орошаемой водой и обеспечение людей питьевой водой рассматривается в комплексе.
Так премьер-министр Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов на встрече с первым зампредом Совета Федерации Андреем Яцкиным, мероприятия по реконструкции оросительных систем в Ногайской степи и бурение новых артезианских скважин обозначает как равнозначные.
Мы как-то даже уже начали привыкать, что проблема опустынивания задвигает на задний план недостаток питьевой воды для населения. А ведь эти проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Ученые, политики, общественники давно бьют тревогу, что громадные пастбища на севере Дагестана, в Ногайских степях земля обезвоживается. Большим стадам нужны сено, другие корма. Из-за безводья трудно заготавливать корм. Где же можно взять воду для обводнения? Ведь воду Кубани сюда подать нельзя.
Разумеется, давно уже известно, что использование вод Терека для обводнения засушливой степи спасало положение в прошлом столетии. Но сегодня без реконструкции этих каналов ситуацию не улучшить.
Ученые давно констатировали, что близость Каспийского моря не спасает Прикумья и соседних Черных земель от безводья. Ветры, дующие из-за Каспия, не увлажняются над поверхностью мелкого моря, зимой покрытого льдами. Этот обширный водоем не только не дает влаги Черным землям, но при больших волнах в воздух поступает много крупинок соли от испарившихся брызг. Специалисты научным методом подсчитали, соль несется ветром дальше на запад, в среднем по 56 тонн в год с каждого километра береговой полосы. Почвы все более засолоняются, участки былой ковыльной степи постепенно превращаются в солончаки, так как здесь мало дождей, нет рек, какие могли бы вымывать соль и уносить ее обратно в море.
А что же происходит в населенных пунктах?
Люди в селах давно жалуются, что огромное количество артскважин перестают самоизливаться. Почти везде наблюдается снижение напоров. Еще в советское время ученые установили, что на западной границе Дагестана, где расположен аул Уйсалган (Ногайский район) глубина подземных вод заметно понизилась.
По всей вероятности, именно потому пробуренные скважины на глубину до 300 метров не дали ни капли воды в. селе Карагас, а еще ранее в Кунбатаре.
Научные исследования показали, что в Червленных –Бурунах только за первые десять лет эксплуатации на глубинах 500-580 метров напор снизился на 12м., в последующие 30 лет снижался постепенно и общий перепад составил 17 м.
Примерно схожую картину дают исследования ученых и по населенному пункту Терекли-Мектеб.
По мнению ученых почти повсеместно уровень подземных вод, приуроченных вышеназванным (и не названным) населенным пунктам наблюдается четкая картина снижение уровней и падения давления.
Такого рода научные исследования показывают ситуацию по всему участку, питающейся от дагестанской части Терско-Кумского артезианского бассейна, в той или иной степени.
Поэтому,радует,что в руководстве Дагестана есть понимание, если не предпринимать кардинальные меры, то проблема водообеспечения Ногайской степи затмит собой все остальные.