Автор Магомет- Али Ханов
Известному ногайскому композитору, члену Союза композиторов, Народному артисту РД, Заслуженному работнику культуры РД и РФ Яхъе Кудайбердиеву сегодня, 24 мая исполняется 70 лет.
Оглядываясь с высоты прожитых лет назад, невольно приходиться сожалеть о том, что жизнь человека вместе с его временем уходит от нас без остановки. В далекой беспечной юности мы думали и мечтали, что все в мире, будто, так и останется в неизменном виде. Только позднее, под тяжестью ложащихся на плечи годов, чувствуешь и созерцаешь, что жизнь прибавила и седину, и, естественно, изменила многое. Вот тогда ненароком и стукнет в сознание: почему же я не вел что-то наподобие дневника или книги записей о своих впечатлениях, мыслях, ощущениях, о дорогах и товарищах, о торжествах и утратах. На склоне лет человек всегда стремится изучить пройденную жизнь, анализировать, поставить на весы, что же все-таки перетянет: добрые дела или ошибки?.. У нашего народа есть еще и такая мудрая поговорка «Чем дольше живешь, тем ближе становится прошлое».
Я все же благодарю Всевышнего, что дала мне хорошую память. И в этой своей крохотной шкатулке храню историю своей семьи, родных и близких, друзей, соседей, земляков, людей знакомых по духу и чувствам. Есть в этой памяти место еще одному человеку, который так или иначе еще на заре моей молодости сыграл в моей жизни немаловажную роль. Имя ему – Яхъя Кудайбердиев. Сегодня я много раз благодарю Бога, что дал мне возможность познакомиться и поддерживать дружеские взаимоотношения с целой плеядой талантливых умных хороших людей, таких как Яхъя Кудайбердиев, Мурат Авезов, Тагир Акманбетов, ныне покойные Магомет Кожаев, Солтанбек Аджиков, Сейпудин Карагулов, Залимхан Максутов…
Яхъю Кудайбердиева я знал еще школьником. В 1979-ом году он здесь в Ногайском районном доме культуры создал вокально-инструментальный ансамбль (название уже не помню), начал объединять вокруг себя одаренных ребят. Помню, с этим ансамблем Яхъя по приглашениям играл и на свадьбах. Вот тогда с эстрадной площадки впервые прозвучали и наши ногайские песни (до этого молодежь под ВИА всегда исполняла песни только на русском языке). Это был Кудайбердиев, рожденный на родной почве Караногайской земли! Это был, наверное, самый первый, может быть еще некрепкий шаг в сторону родных истоков.
Личное знакомство с этим исключительно талантливым музыкантом, уже задающим тон молодым композитором у меня состоялось немного позже, в 1984 году. Знакомясь с Яхъей Таймасхановичем, я начал узнавать, что он не только музыкант, композитор, хоровой дирижер, но также и хороший знаток хореографии, театра, литературы, как родной, так и русской. Помню, когда я работал в Ногайском районном доме культуры (об этом расскажу чуть позднее) и как артист разговорного жанра начинал писать для своих выступлений юмористические рассказы, он посоветовал мне почитать Гоголя. А у меня по учебной программе как раз предстояло изучение творчества Гоголя. Начал читать там же в клубе, дома, читая, невольно смеялся вслух над похождениями героев великого писателя, заметив великолепное мастерство в изображении характеров и образов. Затем сам начал писать. Это говорило о том, что Яхъя Таймасханович хорошо был знаком с произведениями классиков отечественной литературы.
Я ничуть не сомневался, что годы учебы в Ленинградском государственном институте культуры им. Н.Крупской для него не прошли даром. Яхъя любил Ленинград и эта любовь осталась у него на всю жизнь. Он прекрасно исполнял иногда в праздничные торжественные дни песню «Слушай, Ленинград, я тебе спою». Именно с уст Яхъи эта песня для меня лично прозвучала глубоко задушевно, с особым человеческим теплом и трепетным уважением к этому великому городу-герою. И эту песню Яхъя исполнял не зря. Здесь, в прекрасном изумительном городе-музее под открытым небом (я посетил Санкт-Петербург осенью 2019 года) у него родились большие благородные идеи и планы по сбору, сохранению и возрождению национальной музыкальной культуры своего ногайского народа. Именно здесь Яхъя Таймасханович понял, что он должен посвятить свою работу, общественную деятельность, всю свою жизнь восстановлению и развитию уникального, но незаслуженно забытого тысячелетнего народного музыкального искусства. Близкая связь и братские дружеские взаимоотношения с великолепно талантливым ногайским художником Сраждином Батыровым и профессиональным ногайским певцом, композитором Кошманбет Зарманбетовым предопределило дальнейшую судьбу этого весьма одаренного представителя своего народа. С Ленинграда в родные Ногайские степи он вернулся уже подготовленным образованным специалистом, с жаждой работы и созидания.
Вот как вспоминает об этом удивительном времени сам композитор:
– Моим педагогом по дирижированию стала прекрасный музыкант дворянской закалки, который воспринимал мир глазами А.Пушкина, П.Чайковского, Зинаида Григорьевна Коваль. Это была прекрасная русская школа музыки. Ленинград всегда дышал дворянством. Это чувствовалось в отношениях, суждениях многих преподавателей, которые мастерски читали лекции.
В институте меня судьба свела с замечательным человеком, преподавателем по классу вокала Ириной Степановной Кочневой. Блистательная певица и педагог от бога. Бесконечно добрая, сердечная и очень внимательная. По курсу уроки вокала по постановке голоса мы, студенты, должны были проходить один год. Она со мной (своим учеником) занималась целых четыре года. Знаменитая Ленинградская школа вокала очень пригодилась в жизни молодого музыканта. Это были незабываемые уроки пения.
По композиции Яхъя Кудайбердиев занимался в Ленинградском Союзе композиторов у профессора Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, члена Союза композиторов и Союза кинематографистов России, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Владимира Николаевича Соколова. Это было началом профессионального композиторского творчества Яхъи Кудайбердиева.
Он до этого, как было указано выше, уже имел опыт работы в районном доме культуры. И здесь его снова направили в РДК, на этот раз в качестве его директора. Еще в годы студенчества на каникулах он начинал ездить по ногайским аулам и собирать у еще живых к тому времени известных в Ногайской степи домбристов, находящиеся на грани исчезновения старинные народные сазы. Так были записаны, точнее, спасены для потомков национальные музыкальные шедевры: «Йылкы сазы», «Отархан сазы», «Алты кыз сазы», «Аканъ курув сазы» и другие. Сегодня эти народные мелодии занимают достойное место в репертуаре оркестра. Но до этого те же самые народные шедевры зазвучали впервые в созданном молодым руководителем районного дома культуры ансамбле народных инструментов «Саз». Первый концерт этого самодеятельного эсклюзивного по своему времени ансамбля состоялся 6 ноября 1984 года в районном центре Терекли-Мектеб. Эффект от этого выступления домбристов был настолько ошемляющим, насколько и отрезвляющим! Зрители, особенно молодое и зрелое уже поколения, выросшие в отрыве от родных истоков культуры, были поражены неожиданностью, но, главное, уникальностью момента. Безусые юноши, собиравшиеся вечерами на скамейках районного парка, горланившие блатные песни на русском языке под гитару, и, с иронией называвшие домбру «одна палка, две струны», в одночасье сменили свое отношение к древнему народному инструменту. Это было началом подлинной духовной революции в сердцах и умах не только молодежи, но и всего населения. «Это было генеральной репетицией перед созданием непревзойденным Сраждином Батыровым два годя спустя фольклорно-этнографического ансамбля «Айналай» и основанием для открытия в 1994 году государственного оркестра ногайских народных инструментов», – назовет позднее этот массовый дебют домбристов сам Яхъя Кудайбердиев. Безусловно, за всем этим стоял кропотливый труд по сбору полевого материала, записи на магнитофон фольклорных мелодий домбры, заказ и закупка инструментов, костюмов для выступлений, ежедневные до седьмого пота репетиции.
Здесь я бы хотел сделать некоторое лирическое отступление от темы. Яхъя Таймасханович отдал служению культуре своего народа более полувека своей сознательной жизни. Прошел путь от рядового сельского культработника до директора РДК, руководителя школы искусств, главного дирижера и художественного руководителя Государственного оркестра ногайских народных инструментов, начальника отдела культуры Ногайского района и одновременно заместителя главы района. Получил почетные звания: Заслуженного артиста Карачаево-Черкесской Республики, Народного артиста Республики Дагестан, Заслуженного работника культуры Дагестана и России. Был принят в члены Союза писателей и журналистов РФ, в члены Союза композиторов РФ. Однако за этим всем был и есть всегда целеустремленный, с активной жизненной позицией, добрый, милосердный, любящий жизнь во всех его звуках и красках, свой многострадальный народ, свою родную землю – Яхъя Кудайбердиев. Внутренняя доброта его особенно тонко чувствуется в его же стихах и статьях, посвященных своим родителям, друзьям детства, родному селу. С особой теплотой и нежностью пишет он о том, что так близко и дорого его сердцу с самого начала: о пороге отчего дома, домбре деда, гармошке дяди, о ромашке, которая неожиданно расцвела на камышовой крыше бабушкиного саманного домика. Неповторимость момента, вот, что запечатлено в лирике автора. Невозможно без волнения читать трогательные строки о самом дорогом человеке на свете – маме. Своей матери Яхъя посвятил несколько стихотворений. Сердце автора разрывается от боли и тоски по безвременно ушедшей маме.
Рано ты ушла, родная мама,
От утраты боль в груди жива.
Двор родной и улица будто съезжились,
Дни без мамы – нестихающие дожди…
(«Моя мама». Подстрочный перевод автора статьи).
Улыбка мамы – лик планеты всей,
Ослепительный глаз вечерней Луны.
Эта песня пролетающих лебедей,
Незабываемые мгновения моей жизни…
(«Улыбка мамы». Подстрочный перевод автора статьи).
Яхъя Таймасханович Кудайбердиев родился 24 мая 1954 г. в ауле Арсланбек. В семье был самым старшим ребёнком и рос в обычной семье, мама была домохозяйкой, отец – шофером в совхозе. По материнской линии Яхъи Кудайбердиева многие родственники играли на домбре и гармошке. А вот со стороны отца, музыка, в какой-то мере, даже была профессией. Младший брат дедушки Язболгана, Юмагельди был великолепным домбристом и рассказчиком. Знатоки и любители домбровой музыки души не чаяли в нем, слушали его удивительную игру, комментарии к тому или иному сазу-кюй, а также интересные рассказы. Музыка была его основной профессией. Он также играл на свадебных торжествах, скачках и на других мероприятиях.
Яхъя объединял вокруг себя молодые таланты, он приглашал на работу в РДК, затем в созданный им госоркестр творчески настроенных юношей и девушек. Также он относился и ко мне. В 1986 году я поступил на очное отделение филологического факультета КЧГПИ, через год по семейным обстоятельствам перевелся на заочное отделение. В это время был у меня период, когда я остался без работы. И в один из таких дней мы случайно встретились на улице с Яхъей Таймасхановичем. Он тогда еще работал директором районного дома культуры, Ознакомившись с моей проблемой, он в тот же день пригласил меня к себе на работу. Два года затем я трудился в районном доме культуры. За это время мы ближе познакомились с Яхъей. Он не только помогал мне методически по работе, творчески, но стал по существу моим наставником, старшим братом, давал весьма полезные жизненные советы-маслагаты. Сам бывший студент, он хорошо знал студенческую жизнь и несколько раз по своей инициативе становился моим спонсором, предоставляя мне командировочные удостоверения и оплачивая мои дорожные расходы на учебные сессии в г.Карачаевск. На обратном пути я привозил из Черкесска газеты кубанских ногайцев, новые книги, вышедшие в Карачаево-Черкесском книгоиздате и брошюры, изданные в научно-исследовательском институте языка и литературы.
Яхъя Таймасханович к тому же был требовательным прежде всего к себе, всегда был подтянут, мобилен, также был требователен и к своим коллегам по работе, репетиции шли с утра до вечера. Однако в день выступлений на концертной сцене он приходил из дома как всегда выглаженный, одетый в парадно чистый костюм, в белую рубашку с галстуком-бабочкой и с уверенной улыбкой на лице. Перед началом мероприятия у него была и есть хорошая традиция подбадривать каждого артиста лично: «Вы – мастера своего дела, звезды первой величины и должны выступить на высоком уровне!». Если одни руководители порой нервничали в таких ситуациях, срывались на своих коллег, то Яхъя Таймасханович, наоборот, своим позитивом вдохновлял всех и каждого идти вперед. В такие ответственные моменты он старался объединить всех сотрудников, чтобы чувствовался коллективизм, творческий подъем.
Еще одна черта характера. Яхъя Кудайбердиев никогда не брезгал находится в гуще коллектива, в массе народа, он всегда ездил вместе со всеми на рабочем автобусе, бортовой машине, делил с людьми и дорожные неудобства, и горбушку хлеба. Брал на руки баян и заводил окружающих. Приезд агитбригады во главе с Яхъей Таймасхановичем был всегда событием для чабанов, тружеников полей и ферм района. Это был своеобразный стимул для людей труда в советские годы.
В 1990 году он возглавил Терекли-Мектебскую детскую школу искусств. При Яхье Таймасхановиче музыкальная и художественная школы были объединены в единую школу искусств. По его личной инициативе школа стала носит имя незабвенного Сраждина Батырова – первого профессионального ногайского художника, с чьим именем начинается ногайская живопись ХХ столетия. Приняв руководство ДШИ, он расширил творческие и педагогические возможности коллектива, открыв новые отделения, которых ранее не было. Хоровые классы, хореографическое отделение, отделение национальных инструментов, театральное и скульптурное отделения. Создал детский школьный оркестр. Впервые с этим оркестром и художественным отделением организовал поездку в Карачаево-Черкессию, где познакомил жителей республики творчеством детей из Ногайского района Дагестана. Помимо ногайских аулов выставка художественного отделения и концерт оркестра состоялся в зале республиканского Дома печати перед коллективами национальных газет республики. Во всех республиканских газетах и журналах широко освещали таланты юных дарований из Республики Дагестан. Кроме этого, учащиеся школы искусств ежегодно становились лауреатами районных, республиканских конкурсов, добивались успехов и в соседних регионах.
Многие выпускники композитора Яхъи Кудайбердиева выбрали путь музыкальных деятелей и исполнителей. После окончания учебы работают в разных уголках России, внося свою лепту в развитие общероссийской, многонациональной музыкальной культуры.
Созданные им творческие коллективы: ВИА «Тулпар», ансамбль народных инструментов «САЗ», хоровые и вокальные коллективы, детский вокально-хореографический ансамбль «Карлыгаш» дебютировали в концертном зале Центра народного творчества и получили путевку в жизнь. Вершиной его творческого замысла является созданный им Ногайский государственный оркестр народных инструментов республиканского значения подведомственный Министерству культуры нашей республики. Он был первым художественным руководителем и главным дирижером этого музыкального коллектива.
Яхъя Кудайбердиев также имеет прямое отношение к созданию первого профессионального государственного ногайского драматического театра. В 1986 году он первым поднял вопрос о целесообразности создания государственного ногайского профессионального театра, написав открытое письмо на имя Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Это проблема была решена в 2001 году, в селе Терекли-Мектеб Ногайского района РД был торжественно открыт первый государственный ногайский драматический театр, главным режиссером и художественным руководителем которого стал Народный артист РД Байсолтан Джумакаев.
Композитор Яхъя Кудайбердиев является автором более 400 произведений. Среди них концерт для скрипки с оркестром, 10 хоров, а капелла, хоры с сопровождением, детский альбом для фортепиано, инструментальные пьесы и обработки народной музыки, ноктюрн, элегия для фортепиано, серенада для флейты. Им была написана музыка для спектакля по пьесе Мурата Авезова «Зеркало». Гордостью концертных программ ГБУ «Ногайский государственный оркестр народных инструментов» является: «Ногайский марш», «Концертная лезгинка», увертюра «Елкилдек», «Концертный вальс», сюита «Ногайстан», «Праздничный танец», танец для кавказской гармони, пьесы – «Ногай дала», «Эсимде», «Коьк орманлар».
В каждом его произведении мы слышим музыкальные интонации будущего,
где композитор развивает традиции русской, советской и российской композиторской школы на основе народных мелодий, которые полюбились широкому зрителю.
При вступлении Яхъи Кудайбердиева в члены Союза композиторов РФ была отмечена интересная музыка автора, привлекшая внимание критиков и приемной комиссии Союза композиторов России.
Сочинения Яхъи Кудайбердиева записаны и звучат на радио и телевидении Дагестана, КЧР, других регионов Северного Кавказа и России.
Музыка, написанная композитором, пронизана духом патриотизма и любовью к великой родине России объединяет народы многонациональной нашей страны.
Яхъя Кудайбердиев является автором сборников и книг, изданных в разные годы. В условиях отсутствия детской национальной музыкальной литературы большую художественную ценность для подрастающего поколения представляет созданный композитором на стихи ногайских поэтов сборник песен для детей «На небе вижу утреннюю звезду». (г.Черкесск, 2006 г.).
Ярким и незабываемым событием для Яхьи Кудайбердиева в советские годы стали гастроли Государственного ансамбля песни и танца ДАССР в составе которого пела молодая ногайская певица Асият Кумратова. По просьбе руководителя группы Яхья Кудайбердиев аккомпанировал Асият Кумратовой во время гастролей по Ногайскому району. Концерты проходили под бурные несмолкаемые аплодисменты в адрес нового дуэта молодой малоизвестной тогда Асият Кумратовой и баяниста Яхъи Кудайбердиева.
Асият Сулеймановна крепко подружилась с молодыми и талантливыми артистами Ногайского районного отдела культуры. Зародилась творческая идея гастролировать с концертами по району с новой программой совместно с Асият Кумратовой. После этих головокружительных концертов руководство района в лице 1-го секретаря РК КПСС Балбийке Алимурзаевны Аджибаевой и по просьбе работников отдела культуры Ногайского района вышла с ходатайством перед руководством республики о присвоении звания Заслуженная артистка ДАССР Асият Кумратовой.
Спустя много лет, уже ставшая Народной артисткой России, Асият Кумратова скажет о Яхъе Кудайбердиеве следующее:
– Могла бы я подумать о том, что на просторах Ногайской степи в Республике Дагестан через 40 лет после моего дебюта, как гром среди ясного неба, взметнется ввысь Государственный ногайский оркестр народных инструментов, созданный композитором Яхъей Кудайбердиевым! Это большое открытие – второй государственный оркестр народных инструментов на Северном Кавказе. Гордость наполняет душу от того, что оба оркестра принадлежат нашей республике! Думаю, эта дальновидность республиканского руководства, профессионализм и мудрость министерства культуры Дагестана. Перед ногайским народом открылись новые горизонты неизведанного музыкального пути. Как радуется душа, когда на сцену выходит ногайский оркестр народных инструментов со своим неповторимым репертуаром! Я, находясь у истоков развития ногайской профессиональной песенной культуры, очень горжусь тем, что пою в сопровождении профессионального ногайского оркестра. Вдвойне приятно, когда за пультом снова и снова появляются молодые дирижеры, которые хотят продолжить дело своего наставника.
Ногайский государственный оркестр народных инструментов – это поистине уникальный творческий коллектив, который на протяжении многих лет сохраняет и развивает традиции музицирования на ногайских народных инструментах. Сегодня в его составе находятся такие яркие музыканты, как заслуженные работники культуры Республики Дагестан Солтанхан Джумакаев, Анвар Аджибаев, Кельдимурат Куруптурсунов, Арслан Аджибаев, Мурат Байгазиев, Рустам Кудайбердиев, Залимхан Суюндиков, Аслан Джумандыков, Зарина Шадирова, лауреаты республиканских и всероссийских конкурсов Файзулла Мусаев и Рахмет Толубаев и многие другие.
Нам не безразлично будет привести здесь еще одно авторитетное мнение художественного руководителя и главного дирижера ГБУ «Государственный оркестр народных инструментов РД», народного артиста РД Новруза Шахбазова о ногайском оркестре:
– Создание Государственного ногайского оркестра народных инструментов – это знаковое событие в культурной жизни Дагестана. Это второй государственный оркестр национальных инструментов в нашей республике. По долгу своей работы я неоднократно ездил в Ногайский район по поручению министерства культуры, как куратор, коллега и, как специалист, непосредственно работающий в этой области. На протяжении двух десятилетий я наблюдал за развитием этого оркестра, уверенно ставшего на путь большой концертной жизни. Коллектив ежегодно пополнялся новым репертуаром и молодым кадровым потенциалом. За короткий срок здесь появились молодые дирижеры с академическим образованием, а также специалисты – инструменталисты. Могу с уверенностью сказать, что путь избранный руководством оркестра, с каждым годом приносит свои результаты. Ногайский оркестр народных инструментов отличается от других инструментальных составов своим степным колоритом, что и делает этот музыкальный состав непохожим на другие. Государственный оркестр народных инструментов РД и ГБУ «Ногайский государственный оркестр народных инструментов» объединяет солидарность в развитии инструментальной оркестровой музыки, как в республике, так и в Российской Федерации.
Тут также уместным будет, думаю, мнение Народной артистки Татарстана, лауреата премии им. Мусы Джалиля, Заслуженного деятеля искусств Республики Крым Гульзады Сафиуллиной:
– Незабываемые дни, проведенные в селе Терекли-Мектеб Ногайского района РД на 50-летнем юбилее маэстро, дирижера и композитора Яхъи Кудайбердиева, как вчерашний день в моей памяти…
Мне очень приятно, что там звучала музыка композитора Яхьи Кудайбердиева. Из уст детей и их кураторов я все время слышала имя Яхъи. И мне было очень интересно познакомиться с человеком, сотворившим чудо во имя возрождения своего народа. Создание оркестра – титанический труд. Это равносильно тому, что ты создал государство в музыкальном мире. Это очень сложный организм, связанный с профессиональными кадрами, оркестровым мышлением, исполнением сложных музыкальных произведений и наличием хороших музыкальных инструментов…
О Яхъе Кудайбердиеве можно говорить и писать очень много. В моей памяти осталась также и активная общественная деятельность его по защите попранных конституционных прав своего народа в годы тоталитаризма, работа по созданию в 1989 году в период перестройки общественно-политического движения «Бирлик» («Единство») с целью объединения территориально и духовно разделенного ногайского народа. После основания этой организации Яхъя Таймасханович несколько лет возглавлял основное Ногайское районное отделение «Бирлика».
Завершая статью об этом замечательном человеке, талантливом композиторе, умелом руководителе хотел бы отметить значение его творчества и деятельности для своего народа. Вместе с тем, я считаю, важным его значение и для всей нашей многонациональной республики и страны, так как, его творчество и деятельность не может оцениваться в разрыве от дагестанской, общероссийской культурной жизни, ведь ногайский народ является одним из коренных народностей Дагестана и России. Появление Яхъи Кудайбердиева вместе со Сраждином Батыровым, Кошманбетом Зарманбетовым на арене культурной жизни ногайского народа во второй половине 80-х годов ХХ века послужило толчком к коренному перелому национального самосознания, возвращению к своим родным народным истокам, сближению с фольклором, этнографией и историей ногайцев. Этому содействовало создание Сраждином Батыровым фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай» в 1986 году на базе Ногайского районного дома культуры. Яхъя Кудайбердиев сформировал музыкальную основу этого самобытного творческого коллектива, подключил к этой работе сотрудников РДК и сельских домов культуры, сам проводил с ними беседы и репетиции, лично выступал во всех концертах ансамбля. Вместе с «Айланаем» он также принял самое активное участие в съемках новогодней передачи «Шире круг» в Останкино, в Москве, в 1988 году, в гастролях ансамбля в Каракалпакию и в Турцию. Спустя 6 лет он создал описанную уже выше Государственный ногайский оркестр народных инструментов. Все это вместе послужило целой революцией в умах и настроениях в местах компактного проживания ногайцев, подъемом национального самосознания, подтолкнуло вперед не только культуру, но и народное образование, науку, спорт, стало основой развития местного и общероссийского патриотизма, любви к малой и большой Родине.
Однажды я спросил Яхъю: «В чем твоя вера? В чем смысл твоей жизни в этом не всегда искреннем, а порой жестоком мире?». Он тогда задумался, но ненадолго, и с теплотой в душе, с мягкой характерной для него самого улыбкой ответил: «В любви. В любви к своим родным и близким, к родной земле, к своему народу, к избранному с еще солнечного раннего детства делу, которому ты посвятил и утро, и полдень собственной жизни, весь свой человеческий век. «Любовь – это и есть сам Бог», – сказал когда-то один из древних мудрецов». В этих словах был и есть, ныне здравствующий и готовящийся встретить свою 70-ю годовщину, из которых более 50-ти отдавший сохранению и развитию музыкальной культуры своего народа, Яхъя Кудайбердиев – мэтр современной ногайской музыки, композитор, педагог, наставник молодежи, старейший работник культуры Ногайского района и Республики Дагестан и всегда юный в душе поэт и оптимист.
Магомет-Али Ханов,
Заслуженный работник культуры РД.