Представитель Главы республики в Народном Собрании РД Нюсрет Омаров отметил, что поправки в Конституцию Дагестана, внесенные Главой региона в Народное Собрание РД, необходимы для приведения основного документа Дагестана в соответствие с нормами Конституции РФ и Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
«То есть речь идет о приведении нашей Конституции в соответствие с Конституцией РФ после поправок, которые были приняты еще в 2020 году. Они прошли необходимые процедуры согласования на различных уровнях.
Что касается исключения термина “территориальная целостность”, что вызвало определенный резонанс в СМИ, то стоит напомнить, что, согласно статье 67 Конституции РФ, изменение границ субъектов возможно только с согласия обеих сторон. То есть никакие изменения границ Дагестана без согласия республики невозможны. Пунктом 2 статьи 68 Конституции РД утверждение соглашения об изменении границ Республики Дагестан отнесено к ведению Народного Собрания РД.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1 указанной статьи территориальную целостность и защиту своего суверенитета обеспечивает Российская Федерация. Более того, в нашей Конституции есть статья 57, в которой остается без изменения пункт, согласно которому “территория Республики Дагестан едина, ее границы не могут быть изменены без волеизъявления многонационального народа Республики Дагестан”.
В связи с этим очевиден вывод, что обсуждаемые поправки никак не ущемляют территориальную целостность республики, что вызывает обеспокоенность среди некоторых журналистов и общественников.
Принятие в первом чтении Закона республики “О поправках к Конституции Республики Дагестан” послужит сигналом научно-экспертному сообществу, общественным организациям и населению для более тщательного изучения сути предлагаемых поправок, соотношению их с действующими нормами федерального законодательства и Конституции Республики Дагестан.
Такая работа позволит определить мнение всех участников законодательного процесса и подготовить согласованные поправки ко второму чтению. Таким образом минимальный промежуток времени между первым и вторым чтениями составит не менее трех месяцев, а далее – на усмотрение Народного Собрания Республики Дагестан», – поделился Нюсрет Омаров.