С 21 сентября текущего года Президент России Владимир Путин своим указом объявил о частичной мобилизации по всей стране. Как заявил Глава государства , мобилизация тех, кто имеет навыки ведения боя, кто держал в руках оружие, водил механизированную военную технику, в первую очередь должны были одними из первых получить повестку. И вот тут раскрылось несколько сторон коррупции в нашей стране.
Во-первых, родственники мобилизованных столкнулись с несколькими проблемами. Отправляя на фронт своих детей, родители должны были еще и экипировать их. То есть, купить военную форму, и другую военную амуницию, предметы ведения боя. Как журналист, информировавший население в те дни о проведении частичной мобилизации, я воочию услышала и увидела действия некоторых представителей органов, предпринимателей, родителей, военкомов…
Если начать свой рассказ-расследование о действиях военкомов, то сразу же по республике пошли слухи, мол, надо дать на «лапу» 200 тысяч, а где-то и 300, чтобы оставить свое чадо дома. Родители еще ринулись в вузы, чтобы достать заветную справку о том, что их дети якобы учатся. Как рассказала мне одна из родительниц в Махачкале, такая справка стоила более 300 тысяч. Я ей говорю, дайте мне данные этого куратора, декана или кем он там представился этот взяточник. Но моя собеседница сама нарушала закон и следовательно, мне не удалось более подробнее уточнить этот вопиющий факт.
Если же взять один Ногайский район нашей республики, то из этого муниципалитета направились добровольцами и мобилизованными на СВО более 30 человек. И родственники этих парней столкнулись с такими проблемами, возникновение которых невозможно было представить. То есть, получается, чтобы «отмазать «сына, брата, мужа нужны финансовые средства. И чтобы отправить мужчину на выполнение боевых задач на Донбасс, тоже нужна весомая сумма денег.
Так получилось, что родители сами покупали мобилизованным сыновьям всю военную амуницию.
-Как такое возможно? При нашей то богатой стране, с профессиональной армией и Министерством обороны, которым нет аналогов в мире, мобилизованных нужно было одеть за свой счет, да еще и приобрести технические средства, столь необходимые при ведении боя. Например, мы с родительницей ездили в один из соседних регионов, где дислоцируется часть, и где проводят первичное обучение мобилизованных. Там мы увидели магазин, где буквально есть все для военных. В войсках нет, а в частном магазине все то, что должно быть у военного — есть,- с возмущением сказала Председатель Совета женщин Ногайского района Асият Манкаева. По ее инициативе в районе организован свой женский центр помощи солдату и их родителям, где собирают посылки для военных, продукты, лекарства.
— Хорошо, если бы Почта России организовала доставку посылок, я не говорю о передовой, но хотя бы до тех регионов, уже являющихся российскими. Чтобы посылки, отправленные родителями доходили до солдата. Или же вот был случай.
Наш земляк из села Кунбатар Ногайского района, лейтенант Артур с первых дней СВО принимает участие в освобождении территории Донбасса от нацистов. Его мама, учительница Кунбатарской средней школы Марина Саянова как-то мне сказала, что сын часто говорит, что на передовой тяжело покормить солдат. Так вот, узнав от сына, что в ближайшем селе есть магазин, мама нашла волонтера Лену,которая там на месте работала,помогая нашим бойцам преодолеть жизненные трудности. Мама стала ей переводить деньги и мы с нашего центра тоже отправили немного средств,чтобы Артур мог покормить своих бойцов. То есть добро по кругу. Это и отличает наш многонациональный народ-дух единства, солидарного добра и братских отношений. В этом случае есть полное понимание действий Минобороны,которое не всегда при передвижении войск может обеспечить их продовольствием. Но нет понимания у тех предпринимателей, которые в несколько раз повысили цены в эти сложные для Родины дни на военную амуницию. Как говорится, кому война, а кому и мать родна,- поделилась Асият Манкаева.
Действительно, в частных военных магазинах было все, что должно быть в складах тыловых войск Минобороны России и частники подняли цены, можно смело сказать, до небес.
Например, вот что сообщает мобилизованный из Москвы по имени Сергей изданию «Российская газета».
«Мне повестка пока не пришла, с братом решили на всякий случай экипироваться самостоятельно, так как слышали, что с обмундированием могут быть перебои. Попытались купить берцы — нигде нет. То, что есть, покупать совсем не хочется, а что-то приличное можно найти либо на хоббита (39-40-го размера), либо на Хагрида (47-й размер), все ходовые размеры уже разобраны».
Конечно, вместе с объявленной частичной мобилизацией Правительство России запустило несколько сервисов, в частности по сервису «Объясняем.рф», официальный список вещей, которые можно взять с собой на службу, входили предметы личной гигиены, тактические перчатки, подшлемник, перочинный нож, термобелье, спальники, медикаменты и далее.
И вроде бы те исполнительные органы, отвечающие за обеспечение мобилизованных военной амуницией говорят, что на местах их обеспечат, но вот, если у мобилизованного будет своя удобная одежда, то будет хорошо. То есть в войсках неудобная одежда? Или же мобилизованные прибывают с других каких-то планет, что им та рядовая форма разных размеров не подходит.
Мне не было понятно одно, как военная форма, атрибутика и техсредства, как стратегический вид для монополизации государством, оказались в руках частников? Хорошо, что не успели отдать в руки предпринимателей военную технику, ведь при таком разгильдяйстве могло дойти и до продажи танков, вертолетов, самолетов.
Конечно, Федеральная Антимонопольная служба подключилась к завышению цен на военную амуницию в частных военных магазинах, но считаю, что слишком поздно. В те дни время бешено работало на частника, если утром берцы стоили в одну цену, то к вечеру их цена была удвоена. Время шакалов и волков, которые вылезли в эти дни и с ядовитой ухмылкой потирали руки.
Только после жалоб покупателей и запросов депутатов Госдумы, ФАС обратилась с запросами в ряд крупных российских торговых сетей, в такие как «Военторг», «Спортмастер» и HAKKI ,чтобы они предоставили информацию о динамике роста отпускных и закупочных цен на товары за август — сентябрь 2022 года с пояснениями для оценки обоснованности роста цен.
Также, можно сказать в конце мобилизационной кампании, глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев подключился, призывая пофамильно называть лиц, завышающих цены на военную экипировку по сообщению пресс-службы организации. К сожалению, пофамильно никого не назвали и никого не привлекла Генпрокуратура, после поручения властей проверяющая этих частников.
Подытоживая свой текст, хочу сказать одно, нам не хватает мобилизации – чиновничьей, предпринимательской и надзорных органов. Гражданское общество, народ сказали свое слово, президент страны заявил о призыве 300 тысяч мобилизованных, на пункты военкоматов пришли более 300 тысяч россиян, чтобы отдать сыновний долг Родине. Более того, именно народ отдавал свои однодневные заработки, шил, вязал, продавал свой домашний скот и покупал военную амуницию для солдат.
Потому что, для общероссийского многонационального народа — Россия- это Родина, единственное место их радостей и счастья.
А для тех, кто захотел нажиться на проблемах по частичной мобилизации , Россия — это большой рынок.
И я очень надеюсь, что поручение президента России Владимира Путина, данное буквально на днях Правительству по обеспечению потребностей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов будет выполняться беспрекословно.
Иначе нам никогда не победить врага. Без нашей внутренней самомобилизации и искоренения на корню всякого проявления коррупции в отношении нашего солдата, наших войск.
И мы должны обязательно извлечь уроки из тех ошибок при недавней частичной мобилизации. И не продавать совесть…
Ветеран боевых действий Эльмира Кожаева