Внутренний туризм на фоне пандемии переживает подъем. По оценкам Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ потенциал рынка составляет 1,5 трлн руб. Количество туристов, заинтересованных в отдыхе внутри России – 41,6 млн человек.
Основным местом отдыха во время пандемии были курорты Краснодарского края и Крыма (26% и 17% соответственно), СПб, Минеральные воды и Калининградскую область посетили примерно по 5–7% туристов, остальные места (Байкал, Алтай, Золотое кольцо) посещали менее 4% туристов.
За 3 месяца зимнего туристического сезона в поездки по стране отправилось 15 млн человек. На прошедшем в марте совещании Президента с членами правительства отмечалось, что популярность обретают новые зимние экологические направления, которые ранее таким массовым спросом не пользовались (Алтай, Байкал, Русский Север и др).
Информацию прокомментировал Мурад Ахмедов, главный редактор журналов «Литературный Дагестан», публицист, ведущий информационной программы «Итоги недели» на телеканале «ННТ», лауреат государственной литературной премии им. Расула Гамзатова в области публицистики:
«Если бы нужно было придумать территорию идеально подходящую для развития туризма в теории, то в итоге по всем своим показателям она во многом совпала бы с тем, что в реальности веками есть в наличии в Дагестане. Здесь как будто специально собран весь набор составляющих необходимых для туристической привлекательности. Тёплое море и горы – от заснеженных вершин до предгорий, покрытых изумрудными лесами, величественные каньоны и шумные водопады, субтропический лес и крупнейший песчаный бархан в Европе, древние крепости и современные рукотворные чудеса, подобные Чиркейской ГЭС – всё это и многое другое есть в республике, это далеко не полный список. Только крупных рек в регионе больше сотни, а длина приморского побережья – превышает 500 километров.
Практически в каждом районе Дагестана есть географические и исторические достопримечательности, один Дербент чего стоит! Есть неповторимые народные промыслы, имена которых стали нарицательными – Кубачи, Унцукуль, Балхар, лучшие образцы их стоят в одном ряду с произведениями классического искусства. Всё это историко-культурное и географическое богатство после развала Советского Союза оказалось практически в изоляции, стало вещью в себе из-за транспортной блокады, вызванной региональными конфликтами. Дагестан на десятилетие превратился в условно изолированный анклав, после чего наступили непростые годы борьбы с терроризмом и негативный информационный фон не давал туризму развиваться в полной мере.
В последние годы можно говорить о настоящем туристическом буме в Дагестане, хотя хорошего много не бывает и республика всё время ждёт новых гостей. И тут, что называется не было счастья, да несчастье помогло. Пандемические ограничения и закрытие границ перенаправили турпотоки внутрь страны и россияне будто заново открыли для себя Дагестан, причём слух о нем пошёл, перефразируя классика, «по всей Руси великой». Пассажиропоток аэропорта Махачкалы перевалил за отметку в миллион пассажиров ещё в 2019 году. Дагестан превращается в федеральный туристический бренд, и есть все основания для того, чтобы этот бренд стал всемирно известным», — отметил Мурад Ахмедов.