Сегодня, 10 июня, накануне празднования Дня России Глава Дагестана Сергей Меликов провел награждение дагестанцев, имеющих особые заслуги перед Россией и республикой. Среди награжденных есть и наш земляк, главный инженер акционерного общества «Ногайское дорожно-эксплуатационное предприятие № 29» Оразманбет Аджиниязович Кульчимаев, который был сегодня награжден почетным званием «Заслуженный строитель РД». Газета » Голос степи » подготовила очерк об Оразманбете Кульчимаеве, человеке, который вложил большую часть своей жизни любимой работе- строительству дорог в родном районе.
Когда сердцу дороги дороги
Жизнь человека, рожденного в советские годы, а он родился 13 мая 1951 года в селе Кумли Ногайского района Республики Дагестан, всегда измерялся годами его основной трудовой деятельности, вложенной в развитие общества. А их у него ни много, ни мало 52 года, можно сказать целая эпоха.
Оразманбет Аджиниязович Кульчимаев по окончании Кумлинской восьмилетной школы, свою трудовую деятельность начал слесарем в овцесовхозе «Путь Ленина» в 1969 году. В 1970 году поступил в Махачкалинский строительный техникум. В 1974 году успешно закончил его, получив квалификацию техника-строителя. В 1974 году устроился в качестве техника-дорожника в Ногайскую дорожную дистанцию «Дагестанавтодор», где через год был переведен на должность инженера — дорожника.
– В 1976 году приступил на должность начальника Ногайской дордистанции Таждин Джанибекович Баубеков. Он для нас, молодых сотрудников, был примером, наставником, советчиком в работе и в жизни. Мы многому научились у этого многоуважаемого нами человека в организационно-хозяйственной и руководящей деятельности. Также среди коллег хочу выделить главного инженера того времени Рашида Янмурзаева. Он мне помог в освоении навыков в дорожном деле и в оформлении документов. Тогда смету составляли на дорожные работы самостоятельно сами, их защищали перед руководителями отделов «Дагестанавтодор», только после этого приступали к производству дорожных работ. С 1976 года вместе работали рука об руку с моим другом Аджимуллаевым Крымхан Копаевичем.
В 1978 году был переведен мастером для ведения строительства первого в Ногайском районе асфальтового завода. Для приобретения такого завода много усилий перед руководством республики приложила тогдашний 1-й секретарь Ногайского РК КПСС Бальбийке Алимурзаевна Аджибаева.
Вот сейчас вспоминается мне то время, как мы перевозили оборудование асфальто-бетонного завода. Рано утром надо было приехать в Хасавюртовскую автоколонну и по заявкам получить автотранспорт для перевозки оборудования. Вечером доезжали до Махачкалинского морского порта, грузили оборудование в автотранспорт и перевозили до места назначения только ночью из-за его негабаритности. На перевозку всего завода ушло более двух недель. В 1979 году пришлось выехать в Московскую область для приобретения недостающих запчастей для завода и пройти обучение в г. Ростове-на-Дону по обслуживанию завода. И вот в 1980 году завод был введен в эксплуатацию и выпустил свою первую продукцию –асфальто-бетонную смесь. В 1984 году уложили первое асфальто-бетонное покрытие на автодороги улиц Первомайская, Асанова, Крайняя, Садовая, Отечественной войны, Орджоникидзе, Ветеринарная.
Хорошо помню 1984 год. Накануне приезда делегации из братской Каракалпакской АССР асфальтировали дорогу между селами Терекли- Мектеб и Нариман протяженностью 4 км. В 1982-1987 годы построили автодорогу между селами Терекли-Мектеб – Кумли протяженностью 28 км, с гравийным покрытием. В 1983-1989 годы отремонтировали автодорогу Терекли-Мектеб – Кунбатар, участок с 5-го по 30-ый километр засыпали дорожным гравием. В 1986 г. началось асфальтирование участков дороги между селами Терекли-Мектеб – Карагас на участке с 70-го по 116,4-ый километр до границы Ставропольского края и завершили всю эту работу в 2003 году. Среднегодовой выпуск асфальта тех лет составлял 7000- 8000 тонн. За достигнутые экономические показатели в 1980 году был награжден нагрудными знаками «Победитель социалистического соревнования 1980 года.
В 1980 году, в связи с преобразованием Ногайской дорожной дистанции в Ногайское дорожно-строительное управление, я был назначен начальником планово-производственного отдела, где проработал до 1989 года.
Работая в системе дорожной отрасли района, также вел и активную общественную работу. В 1978-1992 годы был избран народным депутатом Терекли-Мектебского сельского совета. В те годы мы, депутаты, выполнили много работ по социально-экономическому развитию села. С 1978-го по 1982-е годы был секретарем комсомольской организации дорожного участка Ногайского района, с 1983 года – секретарем партийной организации данного предприятия, а в 1989 году утвержден инструктором организационного отдела Ногайского райкома КПСС, – вспоминает ветеран дорожной службы Ногайского района.
…Он у матери был одним единственным ребенком в доме. Отец ушел из жизни молодым. Нехватку мужской руки в доме он почувствовал рано, и поэтому, ему пришлось взвалить на свою маленькую спину все мужские хлопоты при ведении домашнего хозяйства. В 12-13 лет он уже наравне с мужиками родного села вытягивал из глины, замешанной в солому, саманные кирпичи. (Из этих кирпичиков потом выстроится ихний частный дом). В 1960-е годы в селах района постепенно стали убирать саманные дома с камышовыми крышами и вместо них строить из того же самана стандартные дома покрытые шифером или цинком. Так с мамой они построили новый, по тем временам добротный в селе дом. Так начиналась его первая трудовая деятельность. Закалку трудом в советское время считали самым надежным и верным воспитанием для молодого человека. Жизнь затем не раз доказала истину этой народной мудрости.
Временами в период строительства и ремонта дорог, из-за нехватки автотранспорта на свое рабочее место добирались пешком.
– В день порой приходилось проходить по 10-15 километров пути с конторы дорожного хозяйства в райцентре Терекли-Мектеб за окрестность села Нариман, где дорожники строили автодорогу Нариман – Кунбатар. Нередко приходилось заменять рабочих, отсутствующих по разным причинам на работе. И это все, несмотря на любые погодные условия. В памяти студеные зимы 80-х: снег, метель, порой пурга со шквалистым сильным ветром. В открытой степи быстро заметало автомобильные дороги, особенно на западном и юго-западном направлениях района. Именно в такую пору нам не раз приходилось защищать «честь мундира», то есть идти и неделями жить в пустынной степи в вагоне, расчищать дороги от сугробов и снежных заносов. Мы организовывали работу техники, людей. Тогда и телефонов не было. А заметало в те годы, что надо, сугробы иногда почти 1-1,5 метров высотой набегали, – рассказывает ветеран дорожной службы.
Он добрым словом припоминает всех работников «Ногайского ДЭП-29», с которыми рука об руку пришлось поработать долгие годы. Это начальники дорожного хозяйства района Таждин Баубеков, Рашид Аджигайтканов, Крымхан Аджимуллаев, водители Эсмурза Дельянов, Алимхан Бегендыков, механизаторы Амирхан Суюндиков, работники Аджигайтар Кадырбердиев, Арслан Аджимурзаев и многие другие.
В 1992 году он назначается начальником Ногайского дорожного ремонтно-строительного участка (ДРСУ). За весь период работы в качестве руководителя предприятия внес большую лепту по техническому оснащению предприятия, по строительству нового асфальто-бетонного завода, по ремонту и строительству дорог Ногайского района с асфальтовым покрытием. Асфальт, произведенный новым заводом, в последующие годы уложен почти на все магистральные автодороги района, которые действуют и поныне. Среднесписочный рабочий коллектив в те годы составлял более 50 человек.
«По производственным проблемам дорожной отрасли всегда обращался к тогдашнему главе администрации Ногайского района Аскерхану Мусаевичу Аджиеву. Он никогда не отказывал в помощи и всегда поддерживал идею по развитию дорожной сети района», – добродушно рассказывает Оразманбет Кульчимаев.
Без отрыва от производства окончил Ростовский институт народного хозяйства в 1993 году, получив специальность экономиста.
Оразманбет Аджиниязович прежде всего всегда отличался добросовестным и ответственным отношением к своим функциональным обязанностям.
Положительные черты характера (он всегда собранный, корректный и добродушный) и высокий профессионализм благоприятно влияют эффективному решению поставленных перед ним задач. Будучи временно исполняющим обязанности генерального директора ОАО «Ногайское ДЭП №29» (так сегодня называется дорожное предприятие района), обращался с предложением по проблемным вопросам автодорог Ногайского района Председателю Правительства Республики Дагестан Меджидову М.М. и в 2013 году были выполнены следующие работы: построили автодорогу Боранчи – Кунбатар, протяженностью 7,5 километров с гравийным покрытием, на участке автодороги Кизляр – Терекли-Мектеб – граница Ставропольского края с 67-го по 72-ой километры и на участке автодороги между селами Терекли-Мектеб – Кунбатар, 5 километров пути, асфальтировали.
Многолетний добросовестный труд Оразманбета Кульчимаева не остается незамеченным. В 2014 году он награждается Почетной грамотой от МО «Ногайский район» за заслуги в развитии дорожной сети Ногайского района.
Агентством по дорожному хозяйству Республики Дагестан «Дагестанавтодор» награжден юбилейной медалью «270 лет дорожной отрасли России» в 2016 году.
В настоящее время Кульчимаев О. А. работает в качестве главного инженера АО «Ногайское ДЭП № 29», является наставником и передает опыт молодым дорожникам, активно участвует в программах по развитию сети автомобильных дорог в Ногайском районе, участвует в комиссии по безопасности дорожного движения в границах Ногайского района, проводимых администрацией района, имеет тесную связь с работой районной и республиканской ГИББД. Благодаря такому неустанному труду ветерана дорожной службы района и работе всего коллектива, в последние 3 года ДТП на автодорогах, обслуживаемых АО «Ногайское ДЭП №29» сократилось на 30 %.
С 2014 по 2020 годы выполнены работы по гравийному покрытию автодороги между селами Карагас – Уйсалган, протяженностью 24 километров. В данное время ежегодно эти дороги обслуживаются содержанием автомобильных дорог.
По республиканскому проекту «Мой Дагестан – мои дороги» в 2019 году асфальто-бетонным заводом произведено 850 тонн асфальта, проделаны дорожные работы на 2,3 миллиона рублей в райцентре Терекли-Мектеб. По тому же проекту теперь уже в прошлом 2020 году в селе Терекли-Мектеб асфальтировано 1620 метров автодорог центральных улиц райцентра на общую сумму 7,3 млн рублей. В 2016-2020 годах произведен ремонт участка автодороги протяженностью 12 километров между селами Терекли-Мектеб – Кумли на общую сумму 35,0 млн. рублей.
Все вышеперечисленные дорожные работы выполнены собственными силами.
Недавно Оразманбету Аджиниязовичу исполнилось 70 лет со дня рождения. Из них, как выше было отмечено, 47 лет отданы дорожно-строительной отрасли родного района. Все эти годы, что примечательно, он проработал в одном и том же коллективе, который для него стал, буквально, вторым родным домом. Здесь он вырос, набирался опыта, становился и стал настоящим профессионалом своего дела. Тут хотелось бы подчеркнуть одну важную веху в его биографии и всего Ногайского района: он со своими товарищами по работе стоял у истоков становления и дальнейшего развития дорожного дела в районе, без которого в наше время представить себе невозможно развитие всего муниципалитета, всей нашей многонациональной республики.
Редактор отдела политики и агросектора республиканской газеты «Голос степи» Магомет-Али Ханов.
с.Терекли-Мектеб Ногайский район РД