Минпромторг России совместно с экспертами, представителями Центра развития перспективных технологий и бизнес-сообщества обсудил вопрос проведения эксперимента по добровольной маркировке детских игрушек в системе «Честный знак» с 1 декабря 2023 года по 1 декабря 2024 года.
Особое внимание уделяется игрушкам, занимающим большую часть рынка и являющимся предметом лицензионного договора. Маркировке могут быть подвергнуты такие категории, как игрушки, несущие массу ребёнка, куклы и мягкие игрушки, настольные игры для детей до 14 лет, конструкторы, автомобили на радиоуправлении, строительные наборы и др. Перечень находится в процессе обсуждения и может быть откорректирован. Доцент Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Ирина Долгова рассказала, что проблема назрела давно, а в связи с санкциями обострилась еще больше — количество контрафактной продукции на рынке игрушек превысило 30 процентов оборота.
Речь идет как о подделках, нарушающих права на интеллектуальную собственность и лишающих добросовестных производителей части прибыли, так и о продукции сомнительного качества, создающей угрозу здоровью детей. Кроме того, в существующих условиях процветает недобросовестная конкуренция, мешающая развитию отрасли в целом.
«Игрушки относятся к категории социально значимых товаров, поэтому при введении маркировки остро стоит вопрос ценообразования. Соответственно, есть небезосновательные опасения со стороны производителей, которым, помимо покупки кодов, придется нести затраты на доработку и поддержку IT-системы для отслеживания товаров от производителя до кассы. Помимо этого, необходимость сканировать код на каждом этапе цепочки движения товара добавляет 5-10 руб. к его стоимости, что в итоге может привести к повышению цены самых дешевых игрушек на 30-50 процентов. В результате торговые предприятия откажутся от нерентабельных товаров, что серьезно ударит по наименее защищенным слоям населения. Также следует иметь в виду, что в отдельных сегментах рынка игрушек велика доля небольших компаний-посредников, не работающих с системой электронного документооборота, необходимой для обеспечения прослеживаемости товаров.
В таком случае необходимы меры государственной поддержки, или они будут вынуждены уйти с рынка. Пока не очень понятно, как будет выводиться товар из оборота при реализации его через интернет-магазин, куда он доставляется сторонним сервисом. Очевидно, что на эти и другие вопросы должны быть получены ответы в ходе планируемого эксперимента. Введение Единой системы прослеживаемости игрушек должно воспрепятствовать деятельности нелегальных производителей, обеспечить условия для добросовестной конкуренции и защитить права потребителей путем выведения из оборота игрушек, которые могут нести прямую или косвенную угрозу здоровью ребенка», — доцент Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Ирина Долгова.