Мировая практика показывает, что средний возраст выхода на пенсию находится в диапазоне 65-70 лет. При этом в европейских и других странах в последние годы наметилась тенденция роста пенсионного возраста. Повышение пенсионного возраста происходит во многих странах мира, что обусловлено процессами старения населения. Кроме России и Узбекистана, во всех странах – республиках бывшего СССР пенсионный возраст или уже был повышен, или его повышение происходит в настоящее время.
Так, в Армении пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин составляет сейчас 63 года. В Таджикистане и Киргизии в 63 года на пенсию выходят мужчины и в 58 лет – женщины, в Азербайджане – в 63 года и 60 лет соответственно. В Казахстане пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, а для женщин – 58 лет, но к 2027 г. он будет повышен как для мужчин, так и для женщин до 63 лет. На Украине пенсионный возраст женщин поднимется до 60 лет к 2020 г., а для мужчин повышение пенсионного возраста пока не планируется. В Белоруссии с 1 января 2017 г. общеустановленный пенсионный возраст будет ежегодно повышаться на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.
В ближайшие несколько лет для граждан Узбекистана будет увеличен пенсионный возраст. Этот показатель доведут до отметки в 64 года для мужчин и 58 лет – для женщин. Это отражено в проекте Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения граждан.
Госдума приняла в первом чтении закон о повышении пенсионного возраста в России. Пенсионный возраст увеличен для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин с 55 до 63 лет.
Предполагается, что повышение пенсионного возраста должно снизить зависимость бюджета от внешних доходов, но данная мера является спорным вопросом и требует дальнейшего обсуждения.
В настоящее время в силу ряда факторов обязательное пенсионное страхование в России не способно обеспечить достойный уровень доходов пенсионеров, что требует поиска возможных путей его развития, направленных на повышение уровня обеспечения пенсионеров. В современной демографической структуре общества старение населения изменяет соотношение численности людей пенсионного возраста и экономически активного населения. Количество пенсионеров из года в год возрастает, а количество трудоспособного населения сокращается, Дальнейший рост числа пенсионеров на одного работающего приведет к увеличению дефицита пенсионного фонда.
В Российской Федерации действует трехуровневая модель пенсионной системы: обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное пенсионное обеспечение.
Выплачиваемые в России страховые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) и накопительные, осуществляются за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями в пользу застрахованных лиц и аккумулируемые в Пенсионном фонде РФ в форме обязательного пенсионного страхования.
Согласно НК РФ, работодатель обязан отчислять в ПФР 22% от заработной платы работника, 16% из которых могут быть распределены, в зависимости от выбора работника, следующим образом: 1 вариант: 16% в страховую часть; 2 вариант: 10% в страховую часть и 6% в накопительную. Оставшиеся 6% (солидарный тариф) предназначен для фиксированной выплаты пенсионерам.
С 2014 поступление новых взносов на пенсионные накопления были приостановлены на период 2014-2019 гг., на данный момент вся часть накопительной пенсии по ОПС поступает на страховую часть, то есть в ПФР и идет на выплату текущих пенсий.
На размер страховой пенсии влияют следующие факторы – размер официальной заработной платы, продолжительность стажа, уплата страховых взносов и возраст выхода на пенсию.
Доходы Пенсионного фонда России в 2017 году составили 8260,1 млрд рублей, расходы – 8319,5 млрд руб., дефицит бюджета составил 59,4 млрд руб.
Поступления взносов на обязательное пенсионное страхование, которые являются основным источником доходов Фонда, составили 4482 млрд рублей. По сравнению с 2016 годом сборы взносов выросли на 350,4 млрд рублей, или 8,5%, при этом их доля в общем объеме доходов осталась практически неизменной и составила 54,3% (в 2016 году – 54,2%).
Из федерального бюджета РФ в ПФР в 2017 году было перечислено 3677 млрд руб. Доля этих средств в общем объеме доходов Фонда составила 44,5%. На обязательное пенсионное страхование в виде межбюджетных трансфертов в ПФР было направлено 932,7 млрд рублей.
Выплаты пенсий и доплат к пенсиям из бюджета ПФР в 2017 году выросли на 563,3 млрд рублей (8,5 %), составив в общей сложности 7167 млрд рублей за год, или 86,2 % всех расходов бюджета. Всего на выплату страховых пенсий было направлено 6378 млрд рублей (на 361 млрд рублей больше, чем в 2016 году), на выплату пенсий по государственному обеспечению – 432,6 млрд рублей. Выплаты пенсионных накоплений обошлись бюджету ПФР в сумму 17,7 млрд рублей.
С каждым годом увеличивается численность пенсионеров, получающих страховую пенсию. Если в 2013 году численность пенсионеров составляла 37,7 млн. человек, то к концу 2017 года их количество составило уже 39,8 млн. человек. За рассматриваемый период их количество, таким образом, увеличилось на 2131 тыс. человек или 5,7%.
В 2017 году средний размер страховой пенсии составил 13306 рублей, средний размер пенсии по старости – 13762 рубля, средний размер пенсии по инвалидности – 8530 рублей, а средний размер пенсии по потери кормильца – 8564 рубля.
В течение 2017 года 7,8 тыс. пенсионеров отложили получение ранее назначенной пенсии, чтобы в дальнейшем получать ее в повышенном размере по условиям отложенного выхода на пенсию. Около 236 тыс. пенсионеров получали в 2017 году две пенсии.
При том, что в течение последних лет средний размер пенсионных выплат, а также размер пенсионного фонда в целом растет, уровень пенсионного обеспечения остается на достаточно низком уровне. Коэффициент замещения (соотношение пенсии к зарплате) сегодня составляет 34%. Таким образом, проблема социального обеспечения граждан пенсионного возраста в Российской Федерации является актуальной.
В течение последних лет ситуация в пенсионном обеспечении в России выглядит достаточно проблематично. Пенсионная система находится под влиянием двух негативных факторов, первый – относительно ранний срок выхода граждан на пенсию, второй – достаточно быстрое старение населения.
Исследования практики развитых и ряда развивающихся стран позволяет говорить о том, что средний возраст выхода на пенсию находится в диапазоне 65-70 лет. При этом в европейских и других странах в последние годы наметилась тенденция роста пенсионного возраста. Российские показатели возраста выхода на пенсию (55 лет — для женщин и 60 лет – для мужчин) не изменялись со времен Советского Союза и на данный момент являются одними из самых низких в мире. В условиях быстрого старения населения продолжать поддерживать низкий возраст выхода на пенсию достаточно сложно.
Низкий уровень выхода на пенсию приводит к сокращению доходной части Пенсионного фонда и приводит к увеличению трансфертов из федерального бюджета. Также это приводит к увеличению расходной части Пенсионного фонда за счет достаточно значительной продолжительности периода, в течение которого граждане являются получателями средств из Пенсионного фонда.
Одной из важнейших проблем пенсионной системы в России является высокая зависимость бюджета Пенсионного фонда РФ от трансфертов из федерального бюджета. Доля трансфертов из федерального бюджета в доходах фонда достигает почти половины всех поступлений в фонд. Главной причиной данного обстоятельства является значительная доля теневой экономики, по причине чего в бюджет ПФР не поступает достаточное количество страховых взносов.
Эффективному развитию обязательного пенсионного страхования в России препятствует: низкий уровень заработной платы, опережающий рост численности лиц пенсионного возраста по отношению к численности лиц трудоспособного возраста, достаточно быстрое старение населения, растущий недостаток средств в бюджете пенсионного фонда, значительное число получателей досрочной пенсии, недостаток эффективных стимулов и механизмов, нацеленных на легализацию занятости, значительный уровень безработицы, большая для бизнеса налоговая нагрузка при уплате страховых взносов в ПФР.
Фактором, осложняющим ситуацию в Пенсионном фонде, является наличие достаточно значительного количества категорий пенсионеров, имеющих льготные условия выхода на пенсию, что приводит к снижению пенсионного возраста на 5-10 лет при пенсионном обеспечении в полном объеме.
В качестве рекомендаций по совершенствованию организации системы обязательного пенсионного страхования в РФ, можно предложить следующее:
— дальнейшее рассмотрение вопроса о повышении пенсионного возраста.
— сокращение объема пенсионных льгот.
— проведение мер по легализации трудовых отношений.
— создание эффективных стимулов наиболее позднего выхода на пенсию после достижения пенсионного возраста;
— отмена накопительных способов формирования пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования, которые показали свою неэффективность.
Самой результативной мерой для приведения пенсионной системы в сбалансированное состояние является в сложившихся условиях увеличение возраста выхода на пенсию. Но нельзя забывать, что увеличение пенсионного возраста требует дополнительного количества рабочих мест, что, в настоящее время, при существующем определенном уровне безработицы, обеспечить довольно проблематично.
Несомненно, возраст выхода на пенсию в нашей стране надо повышать. Но повышение пенсионного возраста нельзя проводить быстрыми темпами. Необходимо договариваться о принципиальных моментах со всеми структурами гражданского общества. Увеличение пенсионного возраста должно сопровождаться, на наш взгляд, с разработкой эффективной государственной политики занятости людей предпенсионного возраста.
Рябичева Ольга Ивановна, к.э.н., доцент, ДГУ.