Новости последних дней выбили из колеи многих россиян — обоих полов и всех возрастов.
Частичная мобилизация касается преимущественно молодых мужчин, имеющих опыт военной службы, но за всеми ними — родители, жены, невесты, дети, сестры и братья. А самый сильный страх, если верить психологам, большинство из нас испытывает не за себя любимых, а за близких. И этот тревога, помноженная на дефицит информации, уже сейчас разъедает изнутри тех, чьих родных и возлюбленных могут призвать. А могут и не призвать, но стресс уже «просверлит» непоправимую дырку в их здоровье. Как не убить себя собственными страхами в глубоком тылу, подсказывает специалист по экстренной психологической помощи.
Эксперт предупреждает: в экстремальной ситуации социальные маски частенько спадают, обнажая схематичную простоту защитных механизмов каждого из нас. Поэтому важно узнать в описанных свой тип и оказать себе своевременную помощь, не пытаясь искусственно усложнить и углубить свои переживания. При отсутствии подкрепленной фактами почвы — это, по сути, смутная тревога, разъедающая изнутри и часто преувеличенная возбужденным чужими словами воображением. Для лабильной (подвижной) психики — это прямой и не исключено, что недолгий путь к болезненным состояниям.
— В повседневной мирной жизни каждый из нас обычно носит некую привычную личину, даже если сам этого не осознает, — говорит социальный психолог Марина Леонова. — У одного «покерфейс» — человек сознательно или неосознанно приучил себя не показывать окружающим своих эмоций. Другой — весельчак и балагур, реагирующий на все шуткой. Третий — нытик, склонный утрировать все, что со знаком минус. И так до бесконечности: любой коллектив — это целый театр, хочет он того или нет. Но наш внутренний личностный защитный механизм срабатывает безо всякого лицедейства, он продиктован древнейшими инстинктами и осознанному контролю не поддается.
— Но что это значит на практике?
— Это значит, что в состоянии страха — но только настоящего, а не от фильма-ужастика или страха получить разгон от начальника — вроде бы хорошо знакомый вам человек может внезапно выпрыгнуть из привычного образа и дать самую неожиданную реакцию, в том числе и для себя самого. Это включился защитный механизм и заработал по заложенному глубоко в личности алгоритму. Одни впадают в панику и совершают то, о чем потом сожалеют — необдуманные поступки, неосторожные слова. Другие будто впадают в ступор (это тоже инстинкт из живой природы — замереть, прикинуться неживым, чтобы хищник прошел мимо). Третьи включают программу «суетолог»: разводят дополнительный хаос, раздергивая окружающих, таким образом как бы перекладывая на них часть изматывающей их самих внутренней тревоги. Есть и такие, кто защищается от стресса нападением: не дожидаясь сокрушительных известий, «идет в атаку» первым — с опережением прогнозирует наихудший вариант развития событий и действует, исходя из этого сценария. Защитных механизмов много, но опасность у них одна — при длительном использовании они разрушают нашу психику. Они должны отработать и выключиться: как, к примеру, в машине перегрелся мотор, автоматически включилась система охлаждения, охладила и выключилась — все, мотор не успел выйти из строя. Но если эта система продолжит его охлаждать, когда это уже без надобности, мотор сломается, но уже не от перегрева, а от переохлаждения. Так и с защитной реакцией: в ней нельзя застревать. А применимо к дню сегодняшнему вы таким образом рискуете не только собой, но и близкими, за которых вы тревожитесь. Ведь и они переживают за ваше состояние.
— В теории понятно. Но как применить на практике? Приведу простой пример из жизни. У 32-летней Инны из Подмосковья трое малышей и 33-летний муж Игорь, который всех их кормит. Сейчас он работает в сфере торговли, но в свое время отучился в военном училище. Конечно, сейчас Инна сходит с ума от одной мысли, что Игоря могут мобилизовать, а она останется одна с тремя малютками. Разве возможно успокоиться в такой ситуации?
— Трудно, но возможно. И главное, это очень нужно — для благо самой же семьи. Приведу так называемый СОС-алгоритм для экстренного вывода самого себя из тревожного состояния. Не путать с панической атакой, в таком состоянии вы все равно не сможете сами себе помочь: если застигло врасплох, старайтесь глубже дышать и просто переждите. А вот если это не острый приступ паники, а тяжелая, вязкая, разъедающая изнутри тревога за близкого человека, помочь себе можно. Действуем поэтапно.