Немцы в Караногае

Уважаемые читатели! Сетевое издание «Голос степи» запускает серию публикаций, посвященных юбилею Победы в Великой Отечественной войне, где будут отражены истории жизни наших Героев, воспоминания участников ВОв, тружеников тыла. Эти материалы направлены на сохранение памяти о каждом, кто внес свой вклад в Победу. Их имена должны стать достоянием сегодняшних и будущих поколений!

Немцы в Караногае

Эту историю рассказал мне наш сосед по улице Ленина, ветеран войны Абу Бекмурзаев.

«Закончилось ужасное лето 1942 года с его авианалетами, разрывами бомб и артиллерийских снарядов, толпами беженцев, эвакуированными стадами коров, отарами овец и отступающими солдатами нашей Красной Армии. Шел октябрь, третий месяц оккупации Караногая гитлеровцами. Вели они себя с мирным населением спокойно, можно сказать, старались не замечать нас. Наша семья — отец, мать, я и маленькая сестрёнка Марие жили в ауле Боранчи.

В этот тихий осенний день мы с отцом Круптурсуном ремонтировали бричку. Неожиданно к нам подошел невысокий крепыш, Казманбет Абдуразаков. Я его немного знал, сорви голова, отчаянный паренёк, младше меня. Поздоровался, спросил о здоровье, а здоровье моего отца было неважным, болел он часто. Поговорили о том, о сём и тут Казманбет мне говорит:

– Поехали, съездим в Карагас.

Я говорю: – Не поеду, там немцы.

Казманбет: – Мне очень надо туда, я ведь партизан, нужно узнать сколько там солдат, сколько машин и мотоциклов. Я — разведчик!

Я говорю:

– Тем более не поеду, расстреляют.

Казманбет расстёгивает свою курточку, отводит полу в сторону и показывает мне пистолет:

– Если не поедешь, я тебя прямо здесь застрелю!

Отец посмотрел на его решительное лицо и говорит мне:

— Отвези, ведь и правда может выстрелить.

Привели мы в порядок бричку, запряг я нашу старенькую лошадь и поехали в Карагас. По дороге Казманбет рассказывал мне о жизни партизан, как они ночуют в камышах и бурунах, как передают сведения о фашистах Красной Армии. Он звал в свой отряд, я отказался, сказал, что скоро немцев выбьют из Караногая и я уйду на фронт.

Доехали до Карагаса, а там немцев полно, машины, солдаты… Казманбет спрыгнул с брички и пошёл шнырять между солдатами, через минуту я уже потерял его из виду. 

Напоив лошадь артезианской водой, я повернул в обратный путь. По дороге, на восток, строем идут небольшие группы гитлеровских солдат. Один из них отделился от строя, махнул мне рукой, чтобы я остановился. Он влез в бричку и сделал знак, чтобы я трогался. Молча доехали до моего аула, обгоняя пеших гитлеровцев, солдат спрыгнул и остался на обочине дороги ждать своих товарищей.

Вскоре, 6 ноября 1942 года, фашисты тихо и неожиданно ушли из Караногая. В то время шли ожесточенные бои в Малгобеке и Сталинграде. Меня и моих сверстников призвали в Армию и попали мы все в кровавые мясорубки из своей тихой степи».

Рассказ участника Великой Отечественной войны Бекмурзаева Абу Круптурсуновича

записала Елена Уразакаева.